![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы выполнения инкрустации
Точная разработка рисунка имеет большое значение. Небрежность при исполнении приводит к несовпадению элементов узора. Рисунок обычно разрабатываем в натуральную величину. При воспроизведении геометрического орнамента уместно воспользоваться миллиметровой (канвовой) бумагой. Разметка рисунка. Основные контуры рисунка переводим на декорируемую плоскость через копировальную бумагу при помощи остро отточенного карандаша, а также циркуля и линейки. Чем точнее переведен рисунок, тем легче инкрустировать. Инкрустация по грунту. Орнамент выкладываем полоской соломки, которую держим в левой руке (рис. 6). Место соединения соломки с поверхностью предварительно слегка смачиваем водой указательным или средним пальцем правой руки. При касании увлажненного грунта палец должен прилипать. Не следует переувлажнять грунтованную поверхность, чтобы не ухудшалось качество изделия. Необходимый элемент узора отсекаем от ленты скальпелем и осторожно притираем к плоскости тупым концом рукоятки или лезвием скальпеля под углом 30°. Готовую орнаментированную плоскость покрываем нитролаком не менее двух раз. Каждый слой хорошо просушиваем. Инкрустация по лаку. На подготовленную к работе плоскость наносим при помощи кисти или тампона необходимый цвет фона: черный, все оттенки коричневого, темно-вишневый, темно-зеленый, темно-синий, насыщенный красный. В создании художественного образа фон в инкрустации играет немаловажную роль, так как изделия изготавливаются чаще всего из древесины светлых оттенков — осины, березы, ольхи, липы. Краси
тель наносим быстрыми движениями руки сначала вдоль волокон, а затем поперек. Изделия хорошо просушиваем в течение трех-четырех часов и покрываем лаком не менее двух раз. Инкрустируемый участок покрываем с помощью кисточки раствором лака, а элементы набора быстро приклеиваем на плоскость (рис. 6, а). Второй способ более производителен, но требует навыка: в рабочей'руке одновременно держим и скальпель и кисточку, при этом кисточку зажимаем между указательным и средним пальцами (рис. 6, б). Осваивая эту несложную технологию, необходимо помнить, что загрунтованная поверхность должна быть хорошо отшлифованной, гладкой, блестящей и сухой. Простые узоры набираем из различных сочетаний геометрических элементов: квадратов, ромбов, треугольников, прямоугольников (стежек) (рис. 7). Инкрустировать начинаем с основного элемента, как правило, от центра, постепенно передвигая набор вправо, влево, вверх и вниз. Если в процессе работы какие-то элементы узора- плохо приклеились, осторожно поддеваем их кончиком ножа, удаляем, а на это место приклеиваем новые. Для набора цепочек из различных элементов начинающему инкрустатору рекомендуется пользоваться миллиметровой бумагой. Постепенно приобретая необходимые навыки, можно и нужно учиться инкрустировать «из-под скальпеля». Набор простых цепочек (рис. 8). На подготовленной плоскости проведем девять пар параллельных направляющих линий на расстоянии десять миллиметров одна от другой. Разделим при помощи циркуля или линейки плоскость пополам и проведем перпендикуляр. Между первыми двумя полосками расположим цепочку из квадратных *ромбов, для этого от ленты соломки отсечем ромб и наклеим его так, чтобы верхний и нижний углы совпали с перпендикуляром и лежали не ниже и не выше направляющих линий (рис. 8, а, б). Затем одинаковыми квадратными ромбами заполним полоску вправо и влево от центрального ромба. При этом необходимо следить, чтобы углы соприкасались. Цепочку «зигзаг» (рис. 8, г, д) набираем из узких ромбов, находящихся под разными углами к источнику света и по-разному отражающих лучи, фактура со ломки при этом как бы высвечивается. Этот эффект с успехом используется мастерами и художниками при создании композиций. Набор цепочек из прямоугольников (стежек) и квадратов (рис. 9). Проведем на дощечке две горизонтальные прямые на расстоянии 21 мм одна от другой. Разделим отрезок по горизонтали пополам и наклеим соломенную ленту шириной 5 мм так, чтобы отсеченный прямоугольник (стежка) соломки длиной в 13—15 мм лег на середину горизонтали (рис. 9, а). К четырем углам стежки приклеим четыре квадратика со стороной 2 мм. Соединим квадратики стежками шириной в 2 мм. Повторим этот же элемент сначала влево по направляющей, а затем — вправо. В дальнейшем такую цепочку
можно набирать так: стежки в 5 мм наклеиваем по середине направляющей горизонтали на расстоянии один от другого в три квадратных ромба. Стежки соединяем точками, а точки — стежками. Полученную цепочку можно усложнить другими элементами. Набор цепочек из различных комбинаций ромбов, квадратов, стежек (рис. 9, б, в, г). Как правило, такие цепочки набираем, наращивая отдельные геометрические элементы вверх и вниз от центра, что является основой для образования каемок.
Для разграничения отдельных мотивов и, наоборот, создания орнамента как единого целого в инкрустации широко применяется окантовка из широких и узких лент (рис. 9, д, е, ж). Окантовки, ломаные линии типа «зигзаг» чаще всего подчеркивают и выявляют конструктивные особенности предмета. Кайма (рис. 10). Каймой украшают боковые стороны крышек шкатулок, сундучков, рамки. Кайма строится из комбинаций отдельных геометрических элементов, образующих основной узор, и должна по своему характеру соответствовать общему художественному замыслу. Кайма" может быть как сложной по характеру набора, так и простой — из
одинаковых повторяющихся элементов по всему периметру изделия или определенной плоскости. Узор может быть зажат между двумя параллельными полосами соломки или двумя зигзагообразными линиями.
Розеты (рис. 11) — наиболее часто встречающиеся мотивы в геометрическом орнаменте. Они представляют собой условно изображенный раскрытый цветок из пяти, шести, восьми и более лепестков. Обычно розе- тами заполняются квадраты сеток, но они могут иметь и самостоятельное значение. Чаще всего розета набирается из ромбов: окружность делится на соответствующее количество частей, каждая из них является ячейкой для ромба. Полоски соломки могут плотно прилегать или образовывать ажур и дополняться различными элементами.
Разметку орнамента с розетами осуществляем при помощи циркуля и линейки. Плоскость делим на несколько квадратов. Намечаем диагонали, в пересечении их ставим ножку циркуля и в зависимости от заданного узора вписываем в квадрат окружность. Существует огромное количество вариантов розег, и все-таки каждый мастер или художник придумывает свой. Построение сеток (рис. 12). Квадратные, ромбические, треугольные сетки вычерчиваем на подготовленных плоскостях при помощи рейсмуса, линейки, угольника и циркуля. Сетки, как правило, образуют рап- портный характер орнамента и являются основой для разработки более сложных орнаментальных узоров. Тонкие 1 — 3-миллиметровые полоски наклеиваем на плоскость сначала по горизонтали, а затем по вертикали. Подготовленную полоску соломки прижимаем скальпелем к краю направляющей прямой и быстро, аккуратно наклеиваем на плоскость, притирая тупым концом рукоятки ножа. В местах пересечений гори-
зонтальных и вертикальных полос ленту соломки аккуратно подрезаем. Отсеченный квадратик соломки удаляем кончиком скальпеля. При инкрустировании зигзагообразных линий в местах, соединений полос соломку' подрезаем строго вертикально, стыки должны быть чистыми и плотными. Набор настила (рис. 13). В инкрустации иногда (чаще всего в сюжетных композициях) необходимо заполнить большую плоскость сплошным настилом соломки. Подготовленную ленту шириной 5—10 мм наклеиваем вплотную, без зазоров, на увлажненный раствором инкрустируемый участок и осторожно притираем. Меняя направление, соломку можно выложить по вертикали, горизонтали, диагонали. При этом необходимо следить за плотностью и чистотой соединений в местах срезов. Растительные и зооморфные мотивы (рис. 14, 15) в инкрустации соломкой имеют геометризированную форму. На рис. 14 приводятся примеры различных решений, но можно придумать и свой вариант, соблю-
дая технику нанесения узора. Цветы, листья, травы можно набирать ажурными, способом настила и в сочетании. Инкрустация орнамента на крышке сундучка (см. вклейку). Приблизительный размер — 220X140 мм. Композиционная схема довольно проста: розеты, квадраты, набранные из стежек, равномерно чередуясь, образуют замкнутый в прямоугольную рамку орнамент. При наборе используем золотистую и коричневую соломку, что позволяет получить мерцающую поверхность. Основное поле орнамента ограничено каймой. Отступив от каймы 10 мм, поле орнамента условно делим по горизонтали на пять равных частей, по вертикали — на три (рис. 16). Размер полученных квадратов примерно равен 38 > < 38 мм. Промежуток между ними 3—4 мщ. Диаметр розеты — 15 мм. Рисунок размечаем при помо-
щи карандаша, угольника или линейки. Каждый квадрат делим пополам, находим середину квадрата. Инкрустировать начинаем с мотива розеты, которую набираем из ромбов одной величины. Рекомендуется поэтому заготавливать сразу несколько одинаковых по ширине лент соломки. Инкрустируем розеты «из-под скальпеля». Но для начала можно воспользоваться миллиметровой бумагой: полоску соломки с отсеченным углом прикладываем к клеточкам канвы, отсекаем от ленты ромб заданного размера и нарезаем необходимое количество ромбов (в данном случае 120). Основной узор набираем из прямоугольных и трапециевидных стежек соломки золотистого цвета. Вершины узора — на направляющих линиях квадрата, который обрамляется тонкими полосками ленты соломки коричневого цвета в соответствии с образцом. Кайму рекомендуем набирать «из-под скальпеля». Тонкую полоску соломки, обрамляющую центральное поле по всему периметру, клеим на расстоянии 1—2 мм от края плоскости. Кружево каймы инкрустируем квадратами, закрываем их трапециевидными стежками, острый угол которых лежит на середине соседних квадратов. Декоративное панно «Цветы» (см. вклейку). Размер — приблизительно 320X240 мм. На бумаге вычертим эскиз в натуральную величину. Затем через копи-
ровальную бумагу переснимаем рисунок на плоскость. Принцип построения орнамента — симметричный. Узор строится гораздо свободнее, нежели в предыдущем примере. Схема построения показана на рис. 17. Радиус самого большого цветка — примерно 40 мм, двух средних 30—35 мм, трех малых — 25 мм. Готовый эскиз и копировальная бумага закрепляются кнопками на плоскости, чтобы не было смещения рисунка. Следы от кнопок надо маскировать: в процессе набора — заинкрустировать. Рисунок переводим острым простым карандашом Т или ТМ, а также шариковой ручкой. Инкрустировать начинаем с вазы. Сначала выкладываем полосками соломки верх и низ вазы, затем цветы в такой последовательности — большой, два средних, три малых. Все соединяем тонкими полосками (1— 1, 5 мм), букет — с вазой, затем связующие элементы — цветы, листья, орнамент на вазе. Листья набираем вытянутыми ромбами, цветы — стежками и квадратами. Инкрустируя цветы, можно воспользоваться миллиметровой бумагой. Узор выполняем золотистой лентой соломки, но можно усложнить цветовую гамму, т.е. построить композицию на сочетаниях золотисто-коричневого или золотистого, красного, зеленого цветов. Орнамент на об-
разце инкрустирован по черному фону, но можно использовать также темно-зеленый, вишневый. Хлебница (рис. 18). Орнаментальное решение довольно простое. Большое поле крышки окантовано каймой, набранной из полосок и квадратов различной величины. Основной мотив орнамента — розеты в квадратах — расположен на горизонтальной прямой, делящей крышку пополам. Размечаем рисунок карандашом, линейкой и циркулем или через копировальную бумагу. Переводим только самое основное — ось симметрии, три розеты и линии, ограничивающие величину квадратных ромбов. Набирать узор можно двумя способами: «из-под скальпеля» или с помощью миллиметровой бумаги. < Начинаем инкрустировать с розет, которые заключаем в квадратный ромб тонкой полоской соломки (1, 5—2 мм). Каждую сторону ромба, каемку декорируем квадратиками различной величины. По углам ромба наклеиваем квадратик. Полоски каемки притираем к плоскости: сначала кистью наносим раствор нитролака на небольшем участке и быстро притираем полоску, затем раствором смачиваем следующую часть и так до тех пор, пока вся лента соломки не будет приклеена к плоскости. Не следует кайму набирать из слишком длинных лент соломки, самая оптимальная длина — 200— 250 мм. Более длинные полосы следует делить на несколько частей, соединяя их каким-нибудь декоративным элементом. Чтобы научиться качественно работать, необходимо не один раз повторить набор цепочек из геометрических и растительных элементов. Приемы работы в технике инкрустации многообразны и применяются в зависимости от сложности рисунка, опытности автора и его художественного вкуса. Технику инкрустации соломкой можно использовать в виде вставок для украшений изделий из дерева, декорированных резьбой или росписью. На определенной плоскости выполняем геометрическую трехгранновыемчатую или контурную резьбу, покрываем морилкой и лаком НЦ. Необходимо заранее в резном орнаменте определить место расположения соломенных элементов. Роспись выполняем анилиновыми, гуашевыми, нитроэмалевыми красками. Готовую поверхность покрываем лаком НЦ, затем наклеиваем полоски соломки и снова лакируем. В росписи соломка используется обычно как вспомогательный материал, а в сочетании с резьбой может составить основу орнамента. Освоив на практике простейшие элементы набора инкрустации, попробуем составить простейшие орнаменты (см. вклейку).
|