![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аппликация
Материалы для аппликации: соломка, дерево, фанера, ткань или древесноволокнистая плита, чертежная плотная бумага. Для изготовления криволинейных элементов необходимо иметь пробойники, полукруглые стамески различных размеров, косой нож (скальпель) и маникюрные ножницы. Инструменты должны быть удобны, хорошо заточены и отполированы.
Эта техника позволяет использовать самые разнообразные виды.орнамента и приемы декорирования — геометрический и растительный, зооморфный и сюжет- но-изобразительный. По своему идейному замыслу и художественному решению сюжетно-изобразительные композиции в аппликации часто выходят за грань орнаментального искусства. Специфика работы позволяет мастеру свободно обращаться с материалом. Элементы изображения могут быть более натуралистичными по своему художественному решению, но при этом не следует копировать природные формы. Излишняя детализация и натурализм могут погубить декоративные качества материала и свести всю работу к подра- жанию.£ Безусловно, используя технику аппликации, можно добиться реалистичности в изображении, но декоративное искусство тем " и отличается от станкового, что несет не информацию, а образные ассоциации. Произведение ценится за, оригинальность образного решения, проявленные фантазию и мастерство исполнения. Как декор аппликация используется в основном при разработке декоративных панно, крупногабаритных изделий-коробов, ящиков для игрушек, а также на более мелких предметах сувенирно-подарочного назначения — открытках, закладках, выйпелах. В разработке композиционных решений мастера и художники используют цветочно-травные мотивы, сочетая их сизображениемразличных зверей, птиц, бабочек и т. д. Архитектурные ансамбли, пейзажи, натюрморты, жанровые сценки, фрегаты, космические корабли •— эти ifiMbL, широко используются в аппликации. Ритмический акцент в растительных композициях приходится на большие крупные цветы (георгины, розы, ромашки, васильки, колокольчики, хризантемы), согласованные по масштабу с листьями, травами, бутонами и различными дополнениями (рис. 25). В аппликации широко используются приемы симметричного, центрич- ного, а также свободного распределения узора по всей плоскости. При разработке декоративных панно можно использовать принцип коврового заполнения плоскости: широкая орнаментальная полоса ограничивает центральное поле; в центре — букет цветов или изображение птиц, зверей. / В сюжетно-изобразительных, тематических композициях основное внимание уделяется выбору темы, разработке выразительного четкого рисунка. Характерно, что в этом виде зачастую переплетается станковый характер решения с орнаментальным. Композиционные решения в аппликации отличаются большей динамичностью, выразительнее по пластической передаче движения растительных и изобразительных форм, свободнее по степени обобщения. В аппликации соломкой, так же как в инкрустации, необходимо учитывать не только контуры элементов узора, но красоту и соответствие фона. Технология аппликации. Расщепленную и разглаженную соломку наклеиваем с помощью клея ПВА на тонкий лист мягкой бумаги способом настила. Разработанный рисунок переводим на декорируемую плоскость через копировальную бумагу, а отдельные элементы, например лепесток цветка, — на настил или обратную сторону. Затем вырезаем ножницами элемент узора и приклеиваем на подготовленную плоскость в соответствии с эскизом, разглаживаем вдоль волокон и на 5—10 минут прижимаем грузом.
/ПВ технике аппликации очень эффектны объемные композиции, построенные на сочетании плоских, ажур
ных элементов узора с объемными, как бы приподнятыми над плоскостью (см. декоративные панно «Цветы», ' «Букет»). Этот прием декорирования часто используется в растительных и сюжетных композициях (рис. 26). Выполняются объемные цветы, листья так: на тонкий лист бугами наклеиваем цветную или естественного золотистого цвета ленту соломки. По шаблону, приготовленному заранее, маникюрными ножницами вырезаем лепесток цветка. Середину основания лепестка надрезаем примерно до центра ножницами или ножом. Надрезанные половинки склеиваем, полученный лепесток приклеиваем к плоскости. Этим способом можно изготавливать как выпуклые цветы, так и вогнутые. Объемные цветы можно изготовить из распластанной' ленты соломки. Как складывать соломенную ленту, показано на рис. 26. Вариантов объемных цветов может быть бесконечное множество. В аппликации органично используются такие декоративные элементы, как кисточки, «солнышки». Они просты в изготовлении. «Солнышко» — 5—6 хорошо пропаренных влажных соломинок размером 30—50 мм связываем посередине. Используем среднюю часть соломенного стебля. Иголкой или острым режущим предметом осторожно распределяем каждую соломинку на тонкие полоски примерно 1—1, 5 мм. Отгибаем верх и низ заготовки, соединяем концы, расправляем их равномерно по окружности, концы ровняем ножницами, проглаживаем утюгом или ставим под пресс. Примерно так же изготавливаем кисточки. Соломинки перевязываем посередине, затем отгибаем и у основания снова перевязываем, расщепли- ваем, расправляем, ставим под пресс. Небольшие «солнышки» и «кисточки» в сочетании с крупными плоскими цветами усиливают декоративность плоскости. Декоративность композиции достигается использованием сложного цветного фона с плавным переходом светлого фона к более насыщенному, например от светло-голубого к темно-синему. Краску наносим с помощью аэрографа постепенно, слоями от светлого к темному. Этот прием успешно в своих композициях использует художница JI. Валеева. Соответствие и сочетание искусно подобранного фона с золотистой и подкрашенной соломкой в ее композиции приобретают удивительно гармоничное звучание. При разработке композиционных решений для аппликации необходимо опираться на законы и принципы, характерные для инкрустации соломкой. Цветовые сочетания в аппликации могут быть гораздо сложнее и построены на более тонких тональных соотношениях, хотя, как и в инкрустации, в аппликации превалирует естественный цвет соломки. Освоение техники аппликации необходимо начинать с изготовления простых изделий.
Открытка. Берем мелованную или плотную чертежную бумагу, клей резиновый или ПВА, однотонную льняную ткань — темно-зеленую, вишневую, синюю или черную (рис. 27). Разрабатываем рисунок и выполняем декор. Размечаем, выкраиваем из бумаги открытку в соответствии с разработанным эскизом. Вырезаем «окно» соответственно размеру декора, с обратной стороны приклеиваем кусочек цветной ткани, а сверху лист бумаги. Размер вкладыша должен соответствовать половине открытки. На ткань наносим декор. Очень острым ножом осторожно надрезаем открытку посередине с внешней стороны и складываем пополам. Ткань можно загрунтовать гуашью с небольшим количеством клея ПВА. Открытку можно изготовить без «окна», декор наносим на одну из сторон с внутренней стороны открытки. Закладка (размер — 200Х 40 мм). Изготавливаем из плотной цветной ткани, замши, замшевой бумаги. Один конец можно украсить бахромой и дополнить деревянными или сплетенными из соломки деталями. Декорировать можно всю плоскость закладки, а мож-
но — по предлагаемым схемам. Решение декора может быть самым разнообразным, главное, с художественным вкусом проявить фантазию и изобретательность (рис. 28). Декоративное панно. Для изготовления панно пригодна любая ткань, но лучше всего льняная для живописных работ или прокладочная. Еще понадобится подрамник, рамка, картон для закрепления подрамника в рамке, клей ПВА или столярный, грунтовка, приготовленная из гуаши или темперы и клея ПВА. Изготовление подрамника. Деревянные заготовки для подрамника распиливаем в стусле (рис. 29) под углом 45°. При необходимости места сопряжений подгоняем, покрываем клеем и прочно скрепляем рамку зажимными приспособлениями. Самый простой способ: плотно обтягиваем подрамник жгутом, подложив восемь колодок (по две на каждую сторону), отодвигаем колодки ближе к углам (рис. 30, а). Основные бруски подрамника имеют наружные фаски и скос в 3—5°, что предохраняет грунт от сколов. Необходимо учитывать соотношение толщины и ширины брусков подрамника с размерами панно. После высыхания клея по углам подрамника ножовкой или шлицовкой делаем пропилы для вставок (рис. 30, 6). Шипы-вставки вырезаем из фанеры или деревянной рейки. Для подрамников используем сухую древесину. Изготовить рамку Можно из багета, который выпускает наша промышленность. Детали рамки распиливаем в стусле, склеиваем, соединяя углы на «ус» (рис. 30, 6).
Рамка своим цветом и декоративной отделкой должна гармонировать с декорируемой плоскостью панно. Натягивание холста (рис. 31). Временно закрепляем чистый холст гвоздями сначала по углам подрамника, затем в средней части, нити холста при этом должны быть параллельны брускам подрамника. Холст натягиваем и закрепляем гвоздями влево и вправо от середины брусков подрамника. Затем вынимаем гвозди по углам, натягиваем ткань и окончательно закрепляем. Расстояние между гвоздями должно быть не более 4 см. Готовим состав для грунтовки: 2/3 гуаши, 1/3 клея ПВА. Гуашь с клеем тщательно перемешиваем и наносим кисточкой или тампоном на холст. Ткань можно заранее покрасить красителем для хлопчатобумажных тканей. Основные контуры рисунка переводим на загрунтованную поверхность й, начиная с ведущего мотива, набираем узор: главные элементы, второстепенные, а затем связующие. Для выполнения аппликации можно использовать грунтованный картон, который продается в художественных салонах. Перед началом работы тонируем его пигментом гуаши с клеем ПВА или темперой и просушиваем.
|