Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2






План лекции

1. Информационные процессы.

2. Информационные технологии: понятие и классификация.

3. Современные тенденции развития информатики и информационных технологий.

4. Информатизация исторической науки и образования. Новая научная и учебная дисциплина — историческая информатика.

 

Вопрос 1. Информационные процессы.

Любая система действует в постоянной взаимосвязи с внешней средой. Взаимосвязь осуществляется посредством информации, передающей по потокам прямой связи цель функционирования, команды управления от системы высокого к системе более низкого уровня, а по потокам обратной связи — все сведения, необходимые для регулирования процесса управления. Таким образом, взаимосвязь осуществляется с помощью информационных процессов. Под информационным процессом понимают взаимодействие между сообщением и отправителем/потребителем информации (сбор, обработка, хранение и поиск информации). На всех этапах информационного процесса происходит непрерывная регистрация сигналов различной физической природы и их взаимодействие с самыми разнообразными методами.

Сбор информации — это процесс получения информационными службами сообщений всех видов по различным каналам связи. Система сбора информации представляет собой сложный программно-аппаратный комплекс. Как правило, современные системы не только обеспечивают кодирование информации и ее ввод в ЭВМ, но и выполняют первичную (предварительную) обработку информации.

К техническим средствам сбора информации относятся: алфавитно-цифровая клавиатура, сканеры и дигитайзеры, цифровые фотоаппараты и видеокамеры. В результате информация попадает в компьютер в виде цифрового кода.

Информация очень разнообразна, сложна по структуре, размещается на различных носителях, может находиться в статичном и динамичном состояниях, поэтому каждый вид информации имеет свои технологии обработки, смысловую ценность, требования к точности, достоверности, формам представления.

Информационные сообщения, собранные по различным каналам связи, в дальнейшем подвергаются технической и научной обработке. Техническая обработка информации заключается в учете и регистрации поступающих сообщений. Научная обработка представляет собой информационный анализ и синтез сообщений и включает: синтаксический анализ — установление важнейших параметров информационного потока, в том числе необходимых количественных характеристик для выбора технических средств последующей передачи, обработки, хранения информации; семантический анализ — изучение информации с точки зрения смыслового содержания ее отдельных элементов; прагматический анализ — определение полезности информации, используемой для управления.

Технология электронной обработки информации — это процесс исполнения взаимосвязанных операций, протекающих в установленной последовательности, с целью преобразования первичной информации. Внутримашинная технология обработки информации реализует следующие типовые процессы преобразования первичной информации: формирование новых массивов информации, упорядочение информации, выборка из массива некоторых частей записи по заданным условиям, слияние и разделение массивов, внесение изменений, выполнение арифметических действий над данными.

Процесс, связанный с обеспечением сохранности собранных и обработанных данных, сведений для передачи их в пространстве и времени, называется хранением информации. Сообщения, реализованные в определенной материальной форме, хранятся в службах: документальной информации (книгохранилищах, музеях, архивах и т. д.); фактографической информации (редакциях газет, телевидении, адресных столах, службах стандартов и т. д.); концептографической информации (службы патентной экспертизы, прогнозирования).

Для того чтобы получить необходимые сведения, осуществляют информационный поиск (термин в научный обиход впервые ввел К. Муерс). Информационный поиск — это процесс нахождения в определенном упорядоченном множестве тех сообщений, которые соответствуют запросам потребителя или содержат необходимые потребителю факты и данные.

Информационный поиск реализуется с помощью информационных систем. Объектом информационного поиска могут быть первичные, вторичные документы, информационные издания, фактографические описания, прогнозы, научно-исследовательские обзоры в целом или в виде отдельных фрагментов. Другими словами, объектом информационного поиска является как сам материальный объект, так и его описание. В зависимости от цели информационный поиск делится на адресный и семантический, от объекта — на документальный и фактографический.

Эффективность информационного поиска определяется показателями, характеризующими процесс нахождения релевантных документов:

Полнота выдачи информации — количественная характеристика информационного поиска, определяемая отношением между числом выданных на данный запрос релевантных документов и общим числом релевантных документов в информационном массиве.

Точность выдачи информации — количественная характеристика информационного поиска, определяемая отношением между числом релевантных документов и общим количеством всех документов, выдаваемых в ответ на запрос.

Кроме этого, используются такие показатели, как оперативность, стоимость и трудоемкость поиска.

Вопрос 2. Информационные технологии: понятие и классификация.

Ядро информатики — информационные технологии. Информационная технология — представленное в проектной форме концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовывать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс. С помощью ИТ мы работаем с информацией или с информационными ресурсами, получая новые сведения, новые данные.

ИТ оптимизируют информационные процессы: от подготовки и издания печатной продукции до информационного моделирования и прогнозирования глобальных процессов развития природы и общества.

Информационные технологии классифицируются:

§ по способу реализации в информационных системах (традиционные и современные);

§ степени охвата задач управления (электронная обработка данных, автоматизация функций управления, поддержка принятия решений, электронный офис, экспертная поддержка);

§ классам реализуемых технологических операций (текстовые, табличные, графические, системы управления базами данных, гипертекстовые, мультимедийные);

§ типу пользовательского интерфейса (командной строки, пакетной обработки, диалоговые, интерактивные);

§ предметной области (экономика, математика, история и т. п.).

ИТ делятся на компьютеризированные и социотехнические.

 

Вопрос 3. Современные тенденции развития информатики и информационных технологий[3].

В области научной методологии происходит фи­лософское переосмысление роли информации и инфор­мационных процессов в развитии природы и общества. Информационный подход становится фундаментальным мето­дом научного познания.

Для теоретической информатики наиболее перспективными представляются исследования общих свойств информации, изучение принципов информационного взаимо­действия в природе и обществе, основных зако­номерностей реализации информационных процессов.

Прогнозируется дальнейший рост массового производ­ства и распространения персональных ЭВМ, встраива­емых микропроцессоров, создания глобальных и региональных сетей обмена информацией. Примером здесь является развитие сети Интернет.

Начинается новый этап в производстве и использовании вычислительных машин средней и большой производительности (благодаря усилиям американской ком­пании IВМ, а также некоторых компьютерных фирм Германии), хотя ранее ка­залось, что машины этого класса окончательно вытесне­ны с мирового компьютерного рынка. Даже младшие модели из разработан­ного вышеуказанными фирмами ряда программно и аппаратно совместимых ЭВМ средней производительнос­ти обладают быстродействием в сотни миллионов операций в секунду. Они очень надежны и способны под­держивать эффективную работу десятков и сотен тер­миналов пользователей, удаленных от ЭВМ на расстоя­ние до 100 км. При этом удельные затраты на обеспечение функционирования одного терминала оказываются су­щественно более низкими, чем при использовании тер­миналов в ставших уже традиционными сетях персональ­ных ЭВМ.

В свою очередь, это открывает новые возможности для информа­тизации экономики, уп­равления городским хозяйством, транспортными систе­мами, а также материальными и людскими ресурсами.

Появление сверхпортативных и сравнительно недорогих персональных компьютеров типа Notebook, которые будут обладать большой емкостью памяти на миниатюрных оптических дисках, создаст принципиально новые возможности для работы, творчества и получения образования в домаш­них условиях.

Существенное расширение функциональных возможностей получат информационные технологии по обработке и использованию изобра­жений, речевой информации, полнотекстовых доку­ментов, результатов научных измерений и массового мониторинга (особенно в связи с развитием электронных библиотек, а также электронных полнотекстовых архивов).

Продолжаются поиски эффективных методов формализованного представления знаний, в том числе не­четких и плохо формализуемых, а также методов их использования при автоматизированном решении сложных задач в различных сферах социальной практики.

На недостаточном уровне находится использование достижений информатики в исследовании человека, медицине, развитии культуры. Связано это как с финансо­выми ограничениями, так и с отстава­нием в области подготовки специалистов в соответс­твующих предметных областях, хорошо владеющих средствами и методами информатики.

 

Вопрос 4. Информатизация исторической науки и образования. Новая научная и учебная дисциплина — историческая информатика.

Необходимо отметить, что процесс информатизации науки и образования начал стремительно развиваться в 1980-е гг. и охватил практически все области человеческого знания. Если до недавнего времени наука была обозначена приумножением и накоплением знаний, то сегодня она в значительной мере сосредоточивается на способах овладения накопленным, признавая при этом ведущую роль информатики.

В 1980-е гг. возникает социальная информатика, задача которой — познание закономерностей информатизации общества, поиск ответов на вопросы, возникающие при взаимодействии социума и информатики. Примечательно, что информационные технологии затрагивают и материальное, и духовное производство. Они повышают профессиональный уровень юристов, экономистов, социологов, психологов и т. д. Взаимодействие любой из социально-гуманитарных дисциплин с информатикой приводит или может привести к возникновению специальной науки — отраслевой информатики, задачей которой является внедрение в соответствующую социально-гуманитарную область информационных технологий. По словам А. Д. Урсула, «…из единого объекта познания — информации — специалисты в разных областях знания выбирают «свой» аспект, который и оказывается для них предметом познания».

Процесс информатизации охватил и историческую науку. Перед историей встала задача повышения информационной отдачи источников и выработки для этого конкретных путей и методов. Для ее решения, как считал И. Д. Ковальченко, известный российский источниковед, необходимо обращение к теории информации. В данном случае важным для историка является вопрос о методах выявления и использования «скрытой информации», содержащейся в массовых источниках, изобразительных, художественных, литературных и других.

Разработка М. Таллером (ФРГ) специализированного программного обеспечения для историка, прежде всего системы KLEIO, привела к формированию и активизации деятельности ряда научных центров по организации баз данных (БД), концентрирующих сведения из массовых исторических источников. Возникли просопографические БД, состоящие из биографических материалов. Создаются архивы электронных документов, персональные базы данных, разрабатываются компьютерные программы, в том числе и обучающие. Компьютер все чаще рассматривается как незаменимый помощник преподавателя, который получает реальную возможность улучшить процесс обучения, усилить контроль знаний. Постоянное улучшение технических характеристик компьютеров и совершенствование программного обеспечения превращают ПК в удобный и эффективный инструмент исторического исследования и обучения истории.

Понимание необходимости обеспечения более широких и устойчивых связей между историками, научно-исследовательскими центрами, учебными заведениями в новой области деятельности привело к созданию в 1986 г. Международной ассоциации «История и компьютер» (AHC — Association «History and Computing»), куда вошли представители 17 стран. Периодическим изданием ассоциации стал журнал «History and Computing», издающийся с 1989 г. в Оксфорде.

В 1992 г. была зарегистрирована ассоциация «История и компьютер» (АИК) стран СНГ с центром в МГУ. А в октябре 1994 г. на учредительном съезде была создана Белорусская ассоциация «История и компьютер» (БАГiК).

На Х Международной научной конференции АНС, проходившей в Монреале (Канада) в августе 1995 г., рассматривался вопрос о современном статусе исторической информатики (ИИ) как научной и учебной дисциплины. Она перестала быть вспомогательным средством и прочно заняла место одной из самостоятельных исторических отраслей знания со своими теоретическими изысканиями, практической целью и задачами, источниковой базой и методологией, понятийным аппаратом и кадрами[4].

Историческая информатика — формирующееся в исторической науке направление, которое возникло на стыке источниковедения, информатики и квантитативной истории и включает в себя формализацию и компьютерную обработку исторического источника, использование и разработку новых информационных технологий научного исследования, а также создание компьютерных технологий обучения.

В становлении исторической информатики в Республике Беларусь выделяют следующие периоды[5]:

1) начало компьютеризации — середина 1980-х гг.;

2) утверждение компьютерного обучения — вторая половина 1980-х гг.;

3) расширение сферы компьютеризации на организационное оформление нового вида деятельности — первая половина 1990-х гг.;

4) освоение новых задач ИИ — с 1995 г.

Историческая информатика дает возможность осваивать новый методологический аппарат, расширяет границы исторической науки, которая решает не только узкопрофессиональные, но и смежные проблемы гносеологии, архивоведения, педагогики и т. д.

? ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое информационный процесс?

2. Перечислите основные этапы информационного процесса.

3. На какие виды подразделяется обработка информации?

4. Какими показателями характеризуется поиск информации?

5. Чем отличается наука от технологии?

6. Что такое информационная технология?

7. Как классифицируются ИТ?

8. Назовите основные тенденции развития информатики и ИТ.

9. Когда начал развиваться процесс информатизации исторической науки и образования?

10. Что представляет собой отраслевая информатика? Приведите примеры отраслевых информатик.

11. Дайте определение исторической информатики.

12. Какие дисциплины являются основными источниками формирования ИИ?

13. Когда была создана Международная ассоциация «История и компьютер»?

14. Охарактеризуйте основные этапы развития ИИ в Беларуси.

15. Что способствовало быстрому распространению процесса информатизации исторической науки?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал