Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимость хозяйственной реформы






Коммунистическая идеология представляла социалисти­ческую экономику в виде гигантской централизованно управля­емой «фабрики», которая работает на плановой основе и нахо­дится в общественной собственности. Главное преимущество со­циалистического хозяйства усматривалось в создании системы единого государственного планирования всех сфер производства и распределения, которое не должно было допустить присущих капитализму кризисов перепроизводства, скачкообразности и вытекающих из этого социальных потрясений. Фундаменталь­ной для всего марксистско-ленинского учения была идея, что социализм — это общество, свободное от кризисов. Считалось, что достичь стабильного поступательного развития можно толь­ко за счет введения государственной монополии на все производ­ственные ресурсы, сведя к минимуму, а в идеале полностью ликвидировав любые проявления рыночной стихии, например товарно-денежные отношения. Социалистическая экономика позволяла сосредоточивать огромные инвестиции на стратеги­ческих направлениях экономического развития.

Советская экономика управлялась на основе директивно­го планирования. Один раз в 5 лет сначала очередной съезд КПСС, а затем сессия Верховного Совета СССР утверждали пя­тилетний план экономического развития страны. План опреде­лял те показатели, которых союзные и республиканские министерства и ведомства, государственные предприятия и колхозы должны были добиться в течение предстоящей пятилетки.

Система планирования и регулирования экономики, соз­данная в сталинские времена, обеспечила бесспорные успехи в ходе индустриализации, в годы Великой Отечественной войны, в период послевоенного возрождения. Это оказалось возмож­ным, во-первых, потому, что сам объект управления был отно­сительно простым — почти все экономические задачи так или иначе сводились к главной — обеспечению обороноспособности страны. Во-вторых, выбор форм контроля практически не знал границ — его осуществляли все государственные органы, вклю­чая правоохранительные и госбезопасности. В-третьих, вся эта система была сверхцентрализованной, сама контролировалась лично И.В. Сталиным.

Однако в условиях длительного мирного периода задачи экономического развития стали более разнообразными. Ста­лин сформулировал их в виде «основного экономического закона социализма». Этот «закон» гласил, что целью производства при социализме является удовлетворение постоянно возрастающих потребностей трудящихся. Таким образом, был утвержден крите­рий оценки эффективности социалистического строя — его спо­собность удовлетворить личные потребности каждого человека.

Поиски новой хозяйственной модели велись совете: экономистами уже с конца 50-х гг. Суть состояла в том, что сделать более гибкой жесткую систему единого государств го планирования, чтобы она быстрее и полнее реагировал изменения потребностей граждан. Решение этой задачи вылилось в повышении заинтересованности производителей в результатах своего труда.

За два послевоенных десятилетия во всех без исключения хозяй­ственных отраслях развитых стран мира произошел стремительный скачок роста производительности труда. Интенсификация проявлялась не только в более совершенном оснащении производства, применении новых материа­лов и улучшении качества продукции. Полностью изменялся весь производ­ственный процесс, он становился более гибким, способным к постоянному обновлению — главный признак инновационной модели развития. В Советс­ком Союзе подобное проявлялось очень слабо. Причина заключалась отнюдь не в отсутствии научно-технических достижений. Напротив, советская наука в те времена развивалась очень успешно. Но для внедрения этих достиже­ний в массовое производство требовалась соответствующая мотивация — личная заинтересованность работника.

Стимулами к эффективной работе в плановой мобилизационной экономике были преимущественно только принуждение и убеждение. Но страх перед наказанием, характерный для сталинских времен, стал уходить в прошлое, а надежды на то, что сознательность станет массовым явлением, связывались будущим. Следовательно, личный интерес, основывающийся моральных принципах мобилизационной системы, не был достаточным для перехода к экономике качественно иного, инновационного (нацеленного на постоянное обновление) типа.

Таким образом, новые политические цели, экономически задачи, проблемы управления грандиозной хозяйственной мал: ной, недостаточная эффективность прежних трудовых мотиваций и, наконец, наметившиеся негативные тенденции развития — все это побуждало новое советское руководство к проведению реформ затрагивающих самые основы сложившейся системы. Альтернативой такому пути было отставание в мировом соревновании.

«Косыгинская реформа». Попытка перехода к новой модели хозяйственного развития

Новое руководство провозгласило научный подход к экономике. При этом столкнулись две линии: на применение экономических (рынок, хозрасчет, материальная заинтересованность предприятий и трудящихся) и административных (улуч­шение хозяйственного механизма) методов. Экономическая ре­форма 1965 г. стала компромиссом между ними.

В промышленности было восстановлено отраслевое уп­равление, но при этом предполагалось, что основным звеном производства станет хозрасчетное предприятие (самостоятель­ное, самоокупаемое и самофинансируемое). Основные фонды предприятия оставались в государственной собственности, и предприятия должны были вносить за них государству аренд­ную плату. Топливо, энергию и сырье предприятиям предстоя­ло покупать. Это должно было побудить директоров экономить. Главным показателем эффективности стала прибыль от реализо­ванной продукции, из которой после уплаты налогов и других отчислений государству образовывались фонды развития произ­водства, материального поощрения, социально-культурных ме­роприятий и жилищного строительства. Этими фондами распо­ряжалась дирекция предприятия. Таким образом, производи­тель оказывался в непосредственной зависимости от спроса на произведенную им продукцию. От этого же зависела и зарплата работников, которые могли получать денежные премии из фон­дов материального поощрения.

Планирование производства теперь предлагалось начинать «снизу»: дирекция предприятия сама намечала цифры плана, номенклатуру (перечень) изделий и фонд заработной платы, од­нако эти цифры уточнялись и утверждались Госпланом и после принятия Закона о пятилетнем плане Верховным Советом СССР становились обязательными для предприятия. Было сокращено количество планируемых показателей. Теперь «сверху» диктова­лись только общий объем произведенной продукции в денежном выражении, номенклатура важнейших изделий и общий фонд заработной платы. Изменение планов запрещалось.

Экономическая реформа проводилась с чрезвычайной осторожностью и оглядкой на идеологию: в 1966 г. лишь 43 предприятия перешли на хозрас­чет, в 1967 г. — 7 тыс., в совокупности они производили около 40% промыш­ленной продукции страны. Только к концу восьмой пятилетки (1966—1970) но­вые условия были внедрены в подавляющую часть промышленных предприя­тий, охватили транспорт и некоторые другие отрасли народного хозяйства.

В сельском хозяйстве также планировались изменения.

В марте 1965 г. пленум ЦК КПСС в очередной раз обсудил вопрос о «дальнейшем развитии сельского хо­зяйства». Колхозы и совхозы получили не­которую самостоятельность в рамках государ­ственных плановых заданий. Сам план был снижен и объявлен неизменным на последую­щие 10 лет. Закупочные цены повышались в 1, 5—2 раза, а сверхплановые поставки должны были осуществляться по повышен­ным ценам. Кроме того, с колхозов и совхо­зов списывались долги, а цены на технику и запчасти снижались. Количество показате­лей, по которым хозяйства отчитывались пе­ред государством, резко уменьшалось. С целью повышения материальной заинтере­сованности колхозников трудодень был заменен ежемесячной га­рантированной оплатой деньгами и продуктами по нормам, действовавшим в совхозах. С 1 января 1965 г. для колхозников были введены пенсии.

Хотя нерешительность и консерватизм не позволили замыс­лу реформаторов раскрыться до конца, определенные достижения к концу 60-х гг. были налицо. В сельском хозяйстве эффект от этих нововведений проявился уже в 1966 г.: доходы колхозов и совхозов выросли на 15%, что стимулировало и общий рост сельс­кохозяйственного производства. В целом восьмая пятилетка во­шла в историю СССР как самая успешная со сталинских времен: объем сельскохозяйственного производства вырос на 21% (вместо 12% в предыдущем пятилетии), в промышленности рост составил 50, 5%, доходы населения выросли в 1, 5 раза.

Большим успехом можно считать завершение формирова­ния единой энергетической системы СССР, что создало весомую предпосылку для интенсификации всего народного хозяйства страны. Советский Союз заметно повысил свою конкурентоспо­собность на внешнем рынке. Отечественные автомобили, строи­тельная и сельскохозяйственная техника, пассажирские самоле­ты, некоторые потребительские изделия (наручные часы, люби­тельская фотоаппаратура) и многие другие товары стали пользоваться спросом не только в социалистических, но и в ря­де развитых капиталистических стран.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал