Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: общественно-политическая жизнь. Культура.






Листок из архива. Записка председателя КГБ Ю. В. Андро­пова в ЦК КПСС от 11 октября 1972 г.

«В соответствии с указанием ЦК КПСС органы Комитета го­сударственной безопасности ведут большую профилактическую работу по предупреждению преступлений, пресечению попыток ведения организованной подрывной деятельности националисти­ческих, ревизионистских и других антисоветских элементов, а также локализации возникающих в ряде мест группирований по­литически вредного характера. За последние пять лет выявлено 3096 таких группирований, профилактировано 13 602 человека, входящих в их состав... Подобные группы были вскрыты в Моск­ве, Свердловске, Туле, Владимире, Омске, Казани, Тюмени, на Украине, в Латвии, Литве, Эстонии, Белоруссии, Молдавии, Ка­захстане и др. местах».

 

Листок из трудов историков-искуствоведов. В среде «неофициальных» художников родилось новое направление – московский концептуализм. Его называли «искусством идей». Концептуалисты (И. Кабаков, В. Пивоваров,

Э. Булатов, Д. Пригов, И. Чуйков) пытались воспроизвести в художественном творчестве «мир идей», а не окружающую среду. Большую роль в их произведениях играли текст, словесный комментарий, часто парадоксального содержания. Художники словно пытались выйти за рамки картины и создать на холсте «пространство свободы»…

Заметное место в творчестве концептуалистов занимала инсталляция – пространственная композиция, сконструированная из разных материалов и бытовых предметов. Нетрадиционные для того времени художественные средства использовались для выражения мироощущения автора. Важной темой концептуального искусства становится человеческое одиночество и бессмысленность бытия. Инсталляция Кабакова «Человек, улетевший в космос» (1986) приобрела мировую известность.

В начале 1970-х гг. художники В.Комар и А. Меламид выступили с художественным проектом, получившим название соц-арта (по аналогии с популярным на Западе течением в современном искусстве – поп-артом). В качестве изобразительных средств они использовали широко известные образцы и символы советской эпохи, пропагандистские материалы и простейшие предметы быта. Идеалы социализма превращались в рамках такого подхода не только в предмет иронии. Они низводились до бытового уровня, до абсурда».

 

Расцвет переживает театральное искусство. На авансце­ну выходит плеяда талантливых драматургов: А. М. Воло­дин, А. И. Гельман, Г. И. Горин, М. М. Рощин, М. Ф. Ша­тров и др. Особо востребованными временем оказались пьесы А. В. Вампилова «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске».

Их отличал напряженный поиск высоких нравственных начал в жизни «маленького», обыкновенного человека в эпоху растущего разочарования в общественных идеалах, отчуждения и равнодушия. Боль­шой популярностью пользовались театральные постановки произведений русских классиков. Их персонажи — «лиш­ние люди», карьеристы, взяточники, бюрократы — получа­ли злободневное звучание, ибо слишком многое напомина­ло зрителям реалии советского общества. Новым явлением в сценографии стали спектакли режиссеров О. Н. Ефремо­ва и Г. Б. Волчек в театре «Современник», М. А. Захарова в Театре им. Ленинского комсомола, Ю. П. Любимова в Те­атре на Таганке, А. Ф. Эфроса в Театре на Малой Бронной, Г. А. Товстоногова в Ленинградском Большом драматичес­ком театре. Нередко и эти признанные в мире мэтры встре­чали запретительные меры властей.

 

На сцене классических музыкальных театров впечатля­ющих достижений добились оперные певцы И. К. Архипова, Г. П. Вишневская, Е. В. Образцова, В. А. Атлантов, Е. А. Нестеренко. Мировую славу советского балета приум­ножали своим вдохновенным творчеством Г. С. Уланова, М. М. Плисецкая, М. Э. Лиепа, Е. С. Максимова, В. В. Ва­сильев. В сокровищницу балетного искусства вошли такие постановки, как «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Ле­бединое озеро» П. И. Чайковского, «Ромео и Джульетта» и «Каменный цветок» С. С. Прокофьева. Тепло были встрече­ны и балеты на музыку современных композиторов: «Спар­так» А. И. Хачатуряна, «Легенда о любви» А. Д. Меликова, «Ангара» А. Я. Эшпая и др.

Веяния времени, несовместимые с официальными кано­нами, стали все заметнее влиять на музыкальное творчест­во. С конца 60-х гг. заявили о себе композиторы-авангардисты А. Г. Шнитке, Э. В. Денисов, С. А. Губайдуллина и др.

В их произведениях за внешней какофоничностью (резкими и прерывистыми музыкальными фразами, алогич­ностью и повторами) проступала внутренняя гармония, со­звучная окружающему миру, полному драматических про­тиворечий.

Официальная печать критиковала эти сочинения за вызывающий стиль и «безыдейность», и они с трудом пробивали дорогу к слушателям. Зато поощрялось развитие легкого, отвлекавшего людей от тягостных раздумий эст­радного искусства.

И здесь появляется плеяда талантливых исполнителей, песням которых отзывчиво внимала массовая аудитория. Кумирами молодежи стали многочисленные во­кально-инструментальные ансамбли («Песняры», «Самоцве­ты», «Веселые ребята» и др.)-

Но в их потоке не терялись и неформальные группы («Машина времени», «Аквариум», «Наутилус Помпилиус», «Кино» и др.), искавшие слушате­лей для своих песен-размышлений в кругах студентов и мо­лодой интеллигенции.

Яркой чертой культуры тех лет стала так называемая «магнитофонная революция».

На домашних магнитофонах воспроизводились записи выступлений сатириков, песен Б. Ш. Окуджавы, А. И. Галича, В. С. Высоцкого, не разре­шенных к публичному исполнению.

 

 

Я никогда не верил в миражи.

В грядущий рай не ладил чемодана.

Учителей сожрало море лжи

И выбросило возле Магадана...

И нас хотя расстрелы не косили,

Но жили мы, поднять не смея глаз.

Мы тоже дети страшных лет России —

Безвременье вливало водку в нас.

(В. С. Высоцкий, конец 70-х гг.)

 

Давящая духовная атмосфера, создаваемая консерватив­ным руководством СССР, вынуждала талантливых предста­вителей художественной интеллигенции покидать пределы Родины. Из СССР на Запад уехали писатели В. В. Аксенов, В. Н. Войнович, В. П. Некрасов, поэты И. А. Бродский, А. И. Галич, Н. М. Коржавин, режиссеры Ю. П. Любимов и А. А. Тарковский, художники В. А. Комар и А. Д. Меламид, скульпторы Э. Неизвестный и М. Шемякин, компо­зиторы А. Г. Шнитке и Э. В. Денисов, немало других вид­ных деятелей отечественной культуры. В итоге советское общество получило вторую волну творческой эмиграции, продолжившую свободолюбивые традиции русского зарубе­жья послереволюционной поры.

За внешним благополучием в сфере народного образо­вания и науки (в 1966 г. был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию; значительно — с 65, 3% в 1970 г. до 87% в 1984 г. — выросла доля лиц с высшим и средним, полным и неполным, образовани­ем, намного больше стало научных учреждений и т. п.) скрывалось все более серьезное отставание от требований времени, научно-технического прогресса. Внедрение са­мых передовых разработок отечественных ученых, даже в таких щедро финансируемых отраслях, как военная промышленность и космонавтика, сковывалось техниче­скими возможностями советской экономики.

 

Объясните значение и понятий и терминов: неосталинизм, развитое социалистическое общество, нонконформизм, московский концептуализм,

соц-арт, композиторы-авангардисты.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал