![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Перестройка и ее итоги
Листок из книги. М. С. Горбачев. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. 1989 г. «Для понимания истоков и сути перестройки, развернувшейся в СССР, на мой взгляд, важно иметь в виду следующее: перестройка — не прихоть отдельных личностей или группы деятелей, у которых вдруг взыграли амбиции. Если бы это было так, то никакие призывы, ни пленумы, ни даже съезд партии не смогли бы поднять народ на ту работу, которая развертывается у нас сегодня. Перестройка — это назревшая необходимость, выросшая из глубинных процессов развития нашего социалистического общества. Оно созрело для перемен, можно сказать, оно выстрадало их. А задержка перестройки уже в самое ближайшее время могла привести к обострению внутренней ситуации, которая, прямо говоря, заключала в себе угрозу серьезного социально-экономического и политического кризиса.
Вопрос: Выделите причины перестройки, названные М. С. Горбачевым. назовите другие важные факторы, вызвавшие новый курс властей.
Главной задачей перестройки было остановить распад системы государственного социализма и обеспечить интересы его правящей элиты — номенклатуры, сформировавшей этих политиков и выдвинувшей их наверх (причем первая часть задачи подчинялась второй, и довольно скоро она была отброшена). Средством избирается осторожное реформирование общественных структур, прежде всего экономики. Однако целостная и заранее проработанная концепция того, как это сделать, отсутствовала (в отличие, например, от Китая, где, правда, в менее напряженной ситуации коммунистическое руководство сумело добиться поэтапного и целенаправленного проведения в жизнь своей генеральной линии). Решения горбачевской администрации очень часто не направляли общественные процессы, а следовали за ними — с нулевой в таких случаях результативностью. В огромной степени это объяснялось запоздалостью реформ, глубиной тотального кризиса, успевшего охватить основные звенья системы. Сыграло здесь негативную роль и другое обстоятельство. В первые годы перестройки не было серьезных социально-политических сил, способных оказывать давление на государственное руководство, побуждая его искать эффективные и адекватные в быстро менявшейся ситуации решения. В обществе имелось лишь довольно абстрактное желание перемен; до осознанной готовности широких масс к радикальным преобразованиям, к смене модели общественного развития еще предстояло пройти большой и трудный путь.
Реформы в экономике. В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычаги виделись в научно-технической революции, технологическом перевооружении машиностроения и активизации «человеческого фактора». На встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми ударниками труда в сентябре 1985 г. М. С. Горбачев призвал не сводить все к рублю, не дожидаться появления нового класса машин, а мобилизовать энергию молодежи на приведение в действие скрытых резервов: добиться максимальной загрузки имеющихся мощностей путем организации трех-четырех сменного режима работы, укрепить трудовую дисциплину, проводить механизацию и автоматизацию силами местных рационализаторов, немедленно повысить качество продукции. С этой целью создается еще одна контролирующая инстанция — госприемка. Ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой и квалификацией работников, привела не к ускорению, а к значительному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. В середине 80-х гг. по всей стране развертываются две административные кампании: борьба с алкоголизмом и с «нетрудовыми доходами». И опять в практическом воплощении этих, казалось, благих инициатив ЦК КПСС и Совмина СССР возобладали чиновничье рвение и азарт. Вырубка виноградников, резкое сокращение продажи спиртных напитков, повышение цен на них привели к росту спекуляции спиртным, самогоноварения, к массовым отравлениям населения винными суррогатами. А борьба с «нетрудовыми доходами» на деле свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства. В то же время воротилы теневой экономики, связанные с коррумпированной частью госаппарата, по-прежнему процветали. К собственно экономической реформе власти обратились лишь с лета 1987 г. Были заметно расширены права предприятий. В частности, они получили возможность самостоятельно выходить на внешний рынок, развивать совместную с иностранными фирмами деятельность. Сокращалось число министерств и ведомств. Правительство заявило о желании внедрить «полный хозяйственный расчет, самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление» во все отрасли народного хозяйства. Трудовые коллективы отныне могли выбирать директора (позднее от этой затеи пришлось отказаться). Директивный государственный план заменялся госзаказом. На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских (фермерских) хозяйств. В середине 1988 г. принимаются законы, открывшие простор для частной деятельности в более чем 30 видах производства товаров и услуг. Побочным следствием этого стала фактическая легализация теневой экономики и ее капиталов, накопленных разными способами, включая коррупцию и казнокрадство чиновников. Принятый в ноябре 1989 г. закон об аренде и арендных отношениях предоставил право сельским и городским жителям брать землю в аренду в наследственное пользование на срок до 50 лет со свободой распоряжения продукцией. Но земля, как и раньше, реально принадлежала местным Советам и колхозам. А они, оберегая свое главное богатство, неохотно шли навстречу новоиспеченным фермерам. Сдерживало частное предпринимательство на селе и то, что арендные договоры могли быть расторгнуты властями в одностороннем порядке. Фермерские хозяйства к концу 1991 г. располагали только 2% всего пахотного клина в стране и 3% поголовья скота. Следующий шаг в хозяйственной реформе был отмечен принятием в июне 1990 г. постановления Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем серии других законодательных актов. В них предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и др. Однако механизм и сроки реализации правительственных мер были намечены весьма приблизительно, неконкретно. Тогда же вниманию общественности была предложена альтернативная «Программа 500 дней», подготовленная группой экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским. В ней намечалось провести в этот сжатый срок поэтапную кардинальную приватизацию госпредприятий с ориентацией на прямой переход к свободным рыночным ценам, существенно ограничить экономическую власть центра. Правительство отклонило ее. В целом экономическая политика горбачевской администрации отличалась непоследовательностью и половинчатостью, что усиливало кризис народного хозяйства, дисбаланс между его различными структурами. К тому же абсолютное большинство принимаемых «правильных» законов не работало. Они выхолащивались и глушились бюрократическим аппаратом на местах, усматривавшим в непривычных новациях центра прямую угрозу своему существованию и благополучию. Экономическая ситуация не переставала ухудшаться. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности. Резко усилились инфляционные тенденции в связи с огромным бюджетным дефицитом. Инфляция, официально оцениваемая в 1990 г. в 10%, достигла к концу следующего года 25% в неделю. Золотой запас сократился в 1991 г. в десять раз по сравнению с 1985 г. и составил лишь 240 тонн. Уровень жизни населения стремительно падал, делая в глазах простых людей рассуждения об экономической реформе все менее заслуживающими доверия. В условиях инфляции деньги теряли вес, нарастал ажиотажный спрос на товары. Летом 1989 г. по стране прошли первые массовые забастовки рабочих, которые с тех пор уже постоянно сопутствовали перестройке. Листок из архива. Информационная справка правительства РСФСР от 29 ноября 1991 г. о товарном обеспечении населения Архангельской, Челябинской, Кемеровской, Пермской, Свердловской, Тульской, Нижегородской области и Хабаровского края. На этих территориях из-за ограниченности ресурсов складывается крайне напряженное положение в торговле продовольственными и непродовольственными товарами. Продажа мясопродуктов, масла животного и растительного, крупы, макаронных изделий, сахара, соли, спичек, табачных изделий, алкогольных напитков» мыла хозяйственного, туалетного и др. производится в основном по талонам. Отпуск хлеба ограничен... Архангельская область. Мясопродукты реализуются по талонам из расчета 0, 5 кг на человека в месяц, которые не обеспечены ресурсами. Молоко имеется в продаже не более часа. Масло животное продается по талонам из расчета 200 г на человека в месяц. Талоны не обеспечены ресурсами. Мукой в розницу не торгуют, она направляется только на хлебопечение. Хлебом торгуют с перебоями. Сахар отпускается по 1 кг в месяц на человека. Также по талонам продаются из расчета на одного человека в месяц крупы и макаронных изделий — 0, 25 кг, масла растительного — 150 г, яйцо — один десяток, чай — 50 г, спички — 10 коробков, соль — 500 г в квартал». Рассчитайте нормы потребления продуктов питания в день, если человек пользуется только теми продуктами, которые может купить по талонам.
Цели и этапы политической реформы. Испытывая нарастающие трудности в экономике, руководство страны во главе с М. С. Горбачевым с лета 1988 г. решилось на реформирование закостеневшей политической системы СССР, которую расценило как главное звено «механизма торможения». Подталкивало к реформам и другое обстоятельство: появление альтернативных вариантов общественных преобразований, а также их «носителей» — новых политических сил, грозивших в дальнейшем ликвидировать монополию КПСС на власть. На первом этапе целью политической реформы было укрепление руководящей роли КПСС в обществе через оживление Советов, подмятых в свое время под ее железную пяту, привнесение в советскую систему элементов парламентаризма и разделения властей. В соответствии с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законодательной власти — Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989—1990 гг. на альтернативной основе (лишь на союзном уровне треть депутатских мест резервировалась для прямых выдвиженцев самой партии и руководимых ею общественных организаций). Из числа народных депутатов были сформированы постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Вводился новый пост — председателя Совета (от Верховного до районного). Председателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март 1989г.), председателем Верховного Совета РСФСР — Б. Н. Ельцин (май 1991г.).
Еще раньше с середины 1987 г. был провозглашен курс на гласность, т. е. на контролируемое сверху смягчение цензуры над средствами массовой информации, ликвидацию «спецхранов» в библиотеках, публикацию ранее запрещенных книг и т. п. Однако вскоре выяснилось, что партаппарат, давно утративший свою гибкость и адаптационные возможности, не способен удержать поток свободного слова в русле официально подтвержденного «социалистического выбора». В сентябре 1987 г. Политбюро ЦК КПСС образовало Комиссию по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30—40-х гг. и начала 50-х гг. И хотя советское руководство не решилось коснуться массовых репрессий, организованных большевистской партией ранее, деятельность по реабилитации жертв беззакония и произвола быстро набирала темпы. Клеймо «врага народа» было снято с Н. И. Бухарина, JI. Б. Каменева, А. И. Рыкова, JI. Д. Троцкого и многих других видных деятелей советского прошлого. Коренным образом менялась и судьба диссидентов. Для них открываются не только границы СССР, но и ворота тюрем и спецлагерей. Был возвращен из ссылки академик А. Д. Сахаров, тут же включившийся в активную общественную деятельность.
В этих небывалых с 1917 г. условиях свободы и духовного раскрепощения резко усилился спонтанный процесс формирования новых политических партий с крайне узкой социальной базой, зато самого широкого спектра: от монархических до анархических с преобладанием центристских (либерально-демократических) группировок. В республиках появляются партии и массовые движения национальной, а зачастую и националистической ориентации — «народные фронты» в Молдавии, Латвии и Эстонии, литовский «Саюдис», украинский «Рух», «Свободная Грузия» и др. В республиках Балтии, Армении, Грузии и Молдавии они получили устойчивое большинство в Верховных Советах. Как политический противовес «народным фронтам» в Латвии, Литве, Эстонии и Молдавии сложились «интерфронты» — движения, выступавшие против сепаратистских, националистических тенденций, за равные избирательные права для всех жителей. Они объединяли преимущественно так называемое русскоязычное население. В ряде крупных городов России также возникли общественно-политические образования, весьма разношерстные по составу и целям. На их крайних флангах расположились прокоммунистический «Объединенный фронт трудящихся» и блок «Демократическая Россия», куда вошли наиболее радикальные и энергичные противники существующего режима. Огромное большинство новых политических партий и движений открыто заняло антикоммунистические и антисоциалистические позиции, отражая растущее недовольство народа неспособностью правящей партии остановить развал экономики и падение жизненного уровня. Кризис охватывает и КПСС. Происходит массовый отток из компартии (к середине 1991 г. ее численность сократилась с 21 до 15 млн человек). Листок из архива. Резолюция I съезда шахтеров СССР, июнь 1990 г. «I съезд шахтеров СССР, выражая волю делегатов, подчеркивает полную независимость рабочих организаций угольной и горнодобывающей промышленности от любых политических образований... Наше стремление к независимости определяет и отношение к КПСС. Хотя КПСС переживает глубокий кризис, она в лице своих руководящих органов пытается сохранить монополию на власть, утверждая, что только Коммунистическая партия способна консолидировать общество. Мы решительно не согласны с такой позицией. Это правда, что пять лет назад некоторые руководители партии начали перестройку. Но сегодня КПСС больше препятствует преобразованиям общества, чем способствует им... КПСС утверждает, что она остается партией рабочего класса. Мы рабочие, но мы не считаем Коммунистическую партию в ее нынешнем виде своей партией... Мы требуем, чтобы КПСС уже сегодня была лишена привилегированного положения на наших предприятиях. Парткомы и комитеты ВЛКСМ должны быть выведены с предприятий... Мы считаем, что в условиях становления многопартийности должен быть решен вопрос о национализации созданной народом собственности КПСС, а также созданы реальные возможности для деятельности партий».
Вопрос: Определите причины и сущность требований шахтеров.
В 1989—1990 гг. компартии Латвии, Литвы и Эстонии заявили о своем выходе из КПСС. Развернулся необратимый процесс идейного расслоения и организационного разброда этой несущей конструкции советской государственно-политической системы, захвативший и прочие официальные структуры (ВЛКСМ, профсоюзы и др.). При всей своей важности он, однако, был лишь внешним проявлением другого, намного более глубокого процесса — регионального дробления до той поры единой и строго централизованной союзной номенклатуры. В стране начинают складываться новые центры реальной власти — в лице республиканских съездов народных депутатов и Верховных Советов, где происходит блокирование политиков либерально-демократической ориентации, прошедших в парламенты на волне критики КПСС, и старых опытных партократов. Быстро нараставшее дистанцирование республиканских отрядов номенклатуры от московских верхов, которое стало оказывать определяющее воздействие на развитие событий в СССР, объяснялось многими причинами. Отметим главные: — безрезультативность действий центра и его прогрессирующая слабость. Он уже не мог с достаточной эффективностью, с одной стороны, обеспечивать интересы номенклатуры в целом, с другой — глушить сепаратистские тенденции в национальных регионах, систематически проявлявшиеся там и на предыдущих этапах советской истории; — сознательно взятый и умело проводимый курс правящих элит большинства республик на ликвидацию любых форм своего подчинения центру, обретение всей полноты власти. Добиться этого можно было лишь путем выхода республик из Союза, получения ими статуса суверенных, независимых государств, полноправных субъектов международного права. Именно этой цели подчиняются все действия республиканской номенклатуры. Весной и летом 1990 г. Латвия, Литва и Эстония, а за ними Российская Федерация и другие союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливавшие приоритет своих законов над законами Союза. Советское государство вступило в полосу дезинтеграции. Корни и «механизм торможения» перестройки
Представители левых, консервативных взглядов имели значительное влияние, оказывая сопротивление перестройке. Они выступали против перехода к рынку, против смешанной экономики и частной собственности, призывали защищать ценности социализма. Широкую известность в этой связи получила статья Н. Андреевой«Не могу поступаться принципами», опубликованная 13 марта 1988 г. в газете «Советская Россия». Социальная база консервативных сил весьма разнообразна. Прежде всего она состояла из партийно-государственной бюрократии, которая являлась частью тоталитарного режима, административно-командной системы. Перестройка подрывала фундамент бесконтрольной власти, произвола аппарата и чиновников, грозила лишением незаконных привилегий в виде спецпайков, спецдач, спецбольниц и т. д. Но было бы ошибкой сводить «механизм торможения» только к противодействию со стороны бюрократии. Сталинизм и неосталинизм развратили часть рабочего класса средней и низкой квалификации. Идеологи КПСС и номенклатура провозглашали его «гегемоном», «ведущей силой» коммунистического строительства, щедро награждали рабочих «активистов» орденами, медалями, бесплатными государственными квартирами, бесплатными путевками в санатории, дома отдыха и т.д. Под флагом «социальной защищенности» верхушка партаппарата поощряла уравниловку в оплате и иждивенчество на производстве, закрывала глаза на аморальное поведение (пьянство, брак на производстве и т. п.). Да и у прочих трудящихся сталинская модель социализма оставила глубокие шрамы: значительное распространение получили апатия, страх перед нововведениями, привычка «не высовываться», нежелание овладевать нормами политической культуры и пользоваться гражданскими правами и свободами. Кроме того, консервативное течение имело (и сейчас имеет) в нашей стране широкую поддержку среди многих представителей военно-промышленного комплекса (ВПК), а также армии, МВД и КГБ. Это связано с тем, что армия была опорой тоталитарного режима, а ВПК являлся любимым детищем административно-командной системы, и его развитие (финансирование и т. п.) шло без контроля со стороны общества. Идея «социализма с человеческим лицом» получила распространение в самых различных социальных слоях, но бесславные итоги перестройки вызывали растущее недовольство в обществе. Из 15 союзных республик, входивших в СССР, наиболее активно в 1990 г. за развитие процессов демократизации выступала Россия. В политической жизни важную роль играл блок «Демократическая Россия», который развернул борьбу с монополией КПСС на власть, за построение правового общества. Демократические силы поддержали Б. Н. Ельцина, который в мае 1990 г. был избран председателем Верховного Совета РСФСР. Съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. Пример России, несомненно, повлиял на позицию других республик, в результате чего произошло заметное перемещение политической власти из Центра в республики. Стремление Верховного Совета России к проведению экономической реформы нарушало интересы номенклатуры, что вызвало резкое обострение противостояния Центра и Российской Федерации, «демократов» и «партократов». Осенью 1990 г. общество и страна переживали кризис: авторитет союзной власти быстро падал, народ требовал реформ, все больше людей стали сознавать, что идея демократического социализма, «революции сверху» потерпела крах. Обострение межнациональных отношений. Обстановка в стране к началу 1991 г. была сложной: помимо трудностей с перестройкой в КПСС, крайне негативную роль играло обострение межнациональных отношений. В одних республиках (Литва, Латвия, Эстония) верх шили сепаратисты, националистические силы, провозгласившие курс ни государственный суверенитет и выход из состава СССР. В других республиках (Азербайджан, Армения, Киргизия и др.) конфликты на национальной почве привели к вооруженным столкновениям, в результате которых сотни людей были убиты и ранены, а в стране — впервые в мирное время — появились сотни тысяч беженцев.
В ряде мест вспыхнули межнациональные конфликты. В 1988—1990 гг. до предела обострились противоречия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, вскоре ввергнувшие две республики в затяжную войну. Всю страну потрясли кровавые события в Фергане (1989) и в Ошской области Киргизии (1990), где жертвами национальной розни стали сотни невинных людей. Накалились взаимоотношения правительства Грузии с Абхазией и Южной Осетией, причем конфликт с последней вылился в 1991 г. в вооруженные столкновения. Тяжелая обстановка сложилась в Молдавии и Прибалтике. Там нарастала напряженность между коренным и русскоязычным населением. Решающее значение для исхода начавшейся «войны законов» имело то обстоятельство, что республиканским элитам удалось связать собственные интересы с интересами широких слоев населения, которые выражали несогласие с существовавшей формой взаимоотношений субъектов формально федеративного, а на деле унитарного Союза. На протяжении десятилетий центр систематически перекачивал материальные и финансовые средства из России в национальные республики, стремясь где ускорить развитие отсталых регионов, где «умиротворить» народы, насильно включенные в состав советской империи, более высоким (по сравнению с общесоюзным) уровнем жизни. Но, превратив Россию в «донора» и обескровив ее, руководство СССР так и не смогло снять напряжение в межнациональных отношениях. Немалую роль здесь играли и чрезмерный централизм в управлении, и навязывание союзными органами своих установок в области использования природных ресурсов, экономического, социального и демографического развития республик без должного учета их собственных интересов, и многочисленные факты неуважения национальной культуры, языка, обычаев. Жесткая реакция союзных властей на любой всплеск национальных чувств только еще больше загоняла их в подполье и таким путем создавала эффект тлеющего торфяного болота. На поверхности было все спокойно, звучали бравурные речи о дружбе народов, а внутри не затухали очаги межнациональной розни, непонимания и разногласий. Сыграло на руку местным правящим элитам и конституционное оформление большевистского «наследия» в области национально-государственного строительства. Как мы знаем, коммунистическую идеологию пронизывала идея о праве наций на самоопределение вплоть до отделения. Единое государство — СССР — во всех Конституциях начиная с 1924 г. официально рассматривалось в качестве «добровольного союза суверенных советских республик», обладающих правом свободного выхода из него (ни в одном государстве мира никакая его часть не имеет конституционного права на отделение и образование самостоятельного государства). Закрепленное в Конституции территориально-государственное размежевание внутри страны, хотя проводилось волевыми решениями центра и не следовало строго национальному принципу, в конечном счете основывалось именно на нем — каждая из союзных республик создавалась на базе крупной «титульной» нации, дававшей субъекту СССР свое историческое имя. Республиканские органы власти и управления, мало отличавшиеся по реальным полномочиям от аналогичных органов в областях Российской Федерации, имели тем не менее все атрибуты собственной суверенной государственности: законодательные (Верховные Советы, позднее — съезды народных депутатов), исполнительные (Советы Министров), судебные (Верховные суды), министерства и т. д. По мере ослабления КПСС — несущей конструкции союзного государства эти конституционные положения начали с нараставшей силой работать против центра, создавая, помимо прочего, благоприятный международно-юридический фон для его развала. Оказавшись под перекрестным огнем критики политических оппонентов с левого (ортодоксально-марксистского) и правого (либерально-демократического) флангов, а также руководства республик, горбачевская администрация вяло, теряя инициативу, перешла с весны 1990 г. которому этапу политических реформ. Постепенно они распространились и на сферу государственного устройства СССР. Отличительными чертами этого были: - признание сдвигов в общественных настроениях, в реальной расстановке политических сил и их законодательное оформление (принятие в августе 1990года закона о печати, где на государственном уровне провозглащалась свобода средств массовой информации и недопущение их цензуры, отмена статьи6 в Конституции СССР, закреплявшей «руководящую и направляющую» роль КПСС начатая с 1991 г. официальная регистрация политических партий и др.); - введение новой высшей законодательной должности – президента СССР и концентрация властных полномочий в президентском аппарате за счет союзных советских структур (Съезда народных депутатов и Верховного Совета), терявших контроль над ситуацией в стране и авторитет в обществе. 3 Съезд народных депутатов СССР в марте 1990г. избрал президентом СССР М.С.Горбачева; - прямые переговоры президента СССР с руководством республик о заключении нового союзного договора. Обострение межнациональных отношений. Обстановка в стране к началу 1991 г. была сложной: помимо трудностей с перестройкой в КПСС, крайне негативную роль играло обострение межнациональных отношений. В одних республиках (Литва, Латвия, Эстония) верх шили сепаратисты, националистические силы, провозгласившие курс ни государственный суверенитет и выход из состава СССР. В других республиках (Азербайджан, Армения, Киргизия и др.) конфликты на национальной почве привели к вооруженным столкновениям, в результате которых сотни людей были убиты и ранены, а в стране — впервые в мирное время — появились сотни тысяч беженцев.
Объясните значение понятий и выражений: «человеческий фактор», разгосударствление собственности, бюджетный дефицит, «народный фронт», «интерфронт», «война законов», дезинтеграция.
|