Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий. Авторитарное воспитание – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя






Авторитарное воспитание – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, А. в. препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанником. Основа А. в. – учитель-субъект, а ученик-объект воспитания и обучения (И. Ф.Гербарт).

Азбуковники - русские анонимные рукописные справочники XVI-XVII вв., в которых материал изложен в алфавитном порядке.

Академия - первоначально так называлась первая строго организованная философская школа Платона, основанная в 338 г. до н. э.

Антропология педагогическая – философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания (К. Д.Ушинский). Воспитание в А. п. понимается как атрибут человеческого бытия.

Антрополого-гуманистический принцип – организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с законами развития детского организма и становления личности.

Аристотель (384-322 до н. э.) – величайший из философов античного мира, ученый-энциклопедист. Объективный идеалист с элементами материализма. Ученик Платона. Аристотель отождествлял мир идей и мир вещей: идея представлялась ему формой, в которую облачена материя. Видел задачу воспитания в развитии трех видов души: растительной (функции питания и размножения), животной (функции ощущения и желания), разумной (функции мышления) в их гармоническом единстве. Крупнейшие произведения – «Этика», «Политика».

Батавия — план - система индивидуализированного обучения, возникшая в Америке в конце XIX в.

Белл-Ланкастерская система взаимного обучения, при которой в младшей школе старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учениками. Возникла в конце XVIII в. в Индии, а в начале XIX в. - в Англии. Против этой системы выступали сторонники развивающего обучения.

Братские школы - учебные заведения, существовавшие в XV1-XV1II вв. при братствах: национально-религиозных объединениях православных горожан Украины, Белоруссии, Чехии. Деятельность этих школ способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания этих народов.

Бригадно-индивидуальное обучение -система индивидуализированного обучения, разработанная в американском университете применительно к обучению математике в начальных классах. Индивидуальное обучение сочетается с организацией работы учащихся в малых группах.

Бригадно-лабораторный метод - одна из организационных форм учебных занятий, применявшаяся в учебных заведениях СССР в 20 - нач. 30-х гг., сложившаяся под влиянием дальтон-плана, строившегося на основе индивидуальной работы учащихся.

Бэкон Фрэнсис (1561 -1626) - английский философ-материалист, юрист, государственный деятель. Основа философского учения Б. - овладение тайнами мироздания и утверждение на земле «царства Человека», которое зиждется на достижениях опытной науки. Его лозунг: «Знание - сила». Б. внес педагогику в свою классификацию наук. Отводил воспитанию и среде решающую роль в формировании сознания, интеллекта и духовных качеств человека, выступал за связь образования с реальной жизнью. Задача педагогики, по мнению Б., не только в передаче суммы добытых наукой «отраженных истин», но и в вооружении ученика методикой научного исследования, позволяющего добывать знания самостоятельно.

Воскресные школы - учебные заведения для взрослых и работающих детей. Исторически наиболее ранняя форма внешкольного образования. Подразделялись на два основных типа: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания и общеобразовательные.

Гуманистический идеал человека в эпоху Возрождения - включал в себя представления о человеке образованном, умеющем хорошо говорить и убеждать собеседника. Гуманисты призывали к нравственному воздействию на ум учащихся, на их сердца, чувства, волю. Признавалось право на индивидуальность, воспитание было призвано помочь человеку осознать свое призвание, оценить собственные способности, занять соответствующее место в общественной жизни.

Грамматические школы - латинское название типа школ, употреблялось с XII в. В этих школах преподавались латинский язык, предметы, связанные с религией, и юриспруденция. В Древней Греции так назывались начальные школы (школы грамматиста), в Древнем Риме - повышенные школы; греко-латинские школы - при некоторых монастырях в России ХУ11 в.

Гимназия - среднее общеобразовательное учебное заведение, обычно гуманитарно-филологического направления. Термин заимствован из Древней Греции. Становление европейских гимназий Нового времени связано с возникновением в XV-XVI вв. латинских школ.

Гуманистическая педагогика XX в. На Западе наиболее яркие ее представители: К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун. Основная тенденция этого педагогического направления заключается в стремлении придать образованию личносто-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков репродуктивной и творческой деятельности эмоционально окрашенным.

Дальтон-план - представляет собой систему индивидуализированного обучения, возникшую в США в начале XX в. Учащиеся согласно этой системе не связывались общей классной работой, они самостоятельно определяли очередность изучения отдельных предметов и порядок использования своего рабочего времени.

Демокрит (ок. 460-370 до н. э.) – представитель материалистического направления в древнегреческой философии. Высказал мысль о необходимости сообразовать воспитание с природой ребенка. Сопостовляя важность сообщения детям разнообразных знаний и развития у них мышления, он отдает предпочтение второму. Считая любознательность детей главной пружиной обучения, все же считал, что нельзя обойтись без элементов принуждения. Исключительно большое значение в воспитании придавал воздействию родителей.

Древнерусская педагогика -обращалась к христиански интерпретированным общечеловеческим ценностям, рассматривая самого человека как венец Божественного творения, тем самым одновременно возвышая и принижая его. Она ориентировала человека на самовоспитание и самосовершенствование, понимая под этим не самореализацию человека, а преодоление им собственной греховности путем смирения, спасение души на основе Веры, Надежды и Любви к Богу. Педагогический идеал, связанный с безусловной покорностью воле родителей и воспитателей, соответствовал реалиям древнерусского общества. В древнерусской педагогической традиции переплетались и сосуществовали внимание и любовь к человеку, забота о нем и ярко выраженные авторитарные установки

Киреевский Иван Васильевич (1806-1856) - идеолог славянофильства. Обосновывал необходимость целостного подхода к воспитанию человека, взятого в единстве логической способности, чувства, эстетического смысла, любви, сливающихся в глубине души в «одно живое и цельное зрение ума», отстаивал приоритет нравственного воспитания, основанного на развитии религиозного чувства, признаваемого главным смыслом народного образования.

Ключевский Василий Осипович (1841-1911) -русский историк и педагог. Был историком-социологом и придавал большое значение практической стороне любой науки. Считал, что история была бы ненужным балластом, обременяющим память, если бы она не имела прикладного значения. Изучению отечественной истории он придавал огромное воспитательное значение. Ключевский высказал ряд интересных мыслей о школе, учителе, педагогике, взаимодействии семьи и общественного воспитания.

Книжник - мудрый человек, знаток христианской литературы.

Коменский Ян Амос (1592 – 1670) – крупнейший чешский педагог-демократ, выдающийся общественный деятель XYII века. Отстаивал идею пансофизма – всеобщей мудрости. Рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Обосновал принцип природосообразности в воспитании. Создатель классно-урочной системы обучения. Автор «золотого правила педагогики» - принципа наглядности в обучении. Крупнейшие произведения – «Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих».

Латинские школы - учебные заведения для начального или повышенного образования с латинским языком обучения, появились в Европе в период раннего средневековья и существовали до XIII в., когда их вытеснили городские школы с родным языком обучения.

Лесгафт Петр Францевич (1837-1909) - разносторонний ученый, известный русский анатом и врач, крупнейший педагог, выступавший за научное просвещение и воспитание народных масс. Создал теории семейного и физического воспитания, теорию и практику подготовки кадров по физическому образованию. Внес вклад в развитие женского педагогического и медицинского образования. Физическому и духовному развитию ребенка придавал решающее значение. Считал, что различные типы детей возникают прежде всего в условиях их семейной жизни и воспитания.

Лицей - тип среднего или высшего учебного заведения. Исторически первый лицей (ликей) - это древнегреческая философская школа близ Афин, основанная Аристотелем в 335 г. до н. э. и просуществовавшая около 8 столетий. Название «лицей» сохранилось до сих пор как в зарубежной, так и в современной отечественной системе образования.

Мангеймская школьная система -система дифференцированного обучения. Возникла в начале XX в., предназначалась для народных школ в Германии. Состояла из 4 видов классов: для детей со средними способностями: для малоспособных (классы развития); для умственно отсталых (вспомогательные классы); переходные классы иностранных языков для наиболее способных, желающих продолжать образование в реальных школах и гимназиях.

Материальное и формальное образование -концепции общего образования, определяющие прин­ципы отбора его содержания. Термины появились во второй половине XVIII в. и широкое распространение получили в XIX в. Сторонники делали акцент на значительном объеме передаваемых школьникам знаний, имеющих не только теоретическое, но и практическое, прикладное значение. По концепции, главное внимание должно быть направлено на развитие способностей учащихся, их мышления, воображения, памяти, воли. Особая формирующая ценность заключалась в «инструментальных предметах»: классических языках и математике. Противостояние формального и материального образования выразилось в борьбе сторонников классического и реального образования.

Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Возник во второй пол. XIX в. в США. В 20-х гг. получил распространение в советской школе.

Механистический взгляд на человека - обусловлен механистическим мировоззрением, возникшим в середине XVII в., когда появляется новое представление о природе и обществе, ставшее возможным благодаря мануфактурному производству и растущему общественному разделению труда. Одной из наиболее последовательных в механистическом понимании сущности человека как продукта воспитания стала концепция Дж. Локка, английского философа и педагога.

Мусическая школа - возникла в Древней Греции. Главная цель - умственное и эстетическое вос­питание, большое внимание уделялось музыке.

Платон (427-347 до н. э.) – один из крупнейших древнегреческих философов, родоначальник объективного идеализма. Ученик Сократа. В течение нескольких десятилетий занимался педагогической деятельностью в Афинах, где при гимнасии Академия основал своеобразную школу для желающих заниматься философией. Сущность познания по Платону заключается в том, что в процессе жизни человека его душа вспоминает те бессмертные идеи, с которыми она сталкивалась до вселения в материальную оболочку – тело человека. Помимо этого, познанию способствует изучение различных наук. Крупнейшие произведения – «Государство», «Законы».

Руссо Жан-Жак (1712 -1778) – наиболее выдающийся французский мыслитель-педагог XYIII столетия. Являлся основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей. Обосновал теорию «дисциплины естественных последствий», основой которой явилось уважение к личности ребенка, отсутствие наказаний. Крупнейшие произведения – «Эмиль, или о Воспитании», «Юлия, или Новая Элоиза», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми».

Свободная школа («свободного воспитания») - наиболее радикальное крыло направления, разрабатывавшего идеи свободного воспитания. Адепты свободной школы придавали исключительное значение созданию условий для самовыражения и свободного развития детской индивидуальности, сводя к возможному минимуму педагогическое вмешательство и исключая какое-либо насилие и принуждение, хотя и признавали абсолютную необходимость воспитания и обучения. Они считали, что ребенок может себе представить только то, что пережил внутренне, поэтому ведущую роль в воспитании и обучении должны играть детские переживания, накопление детьми личного опыта. Это направление непосредственно связано с концепцией естественного воспитания Ж. Ж. Руссо. Однако ши­рокого распространения на Западе эти школы не получили. В России самым значительным опытом создания школ свободного воспитания был «Дом свободного ребенка», созданный К. Н. Вентцелем в 1906 г. Были и другие попытки: «Школа шалунов» А. Радченко в Баку, московская семейная школа О. А. Кайдановской-Берви, а также близкие к этому направлению учебно-воспитательные комплексы «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», возглавляемые сначала А. У. Зеленко, затем С. Т. Шацким.

Семь свободных искусств -учебные предметы (науки) средневековой средней школы и «артистических» (подготовительных) факультетов университетов. Включали 2 цикла: тривиум (трехпутие) – грамматику, риторику, диалектику и квадриум (четырехпутие) – арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Соборные школы - в эпоху средневековья средние учебные заведения в крупных городах Западной Европы, организованные при соборах с епископскими кафедрами. Давала более широкое образование, чем монастырские и церковно-приходские школы. По характеру и методам обучения ничем не отличались от других церковных школ.

Сорбонна - распространенное название Парижского университета. В XIII-XVI вв. - студенческое общежитие теологического факультета Парижского университета. Названо по имени основателя - духовника короля Людовика IX Робера Сорбона. Общежитие постепенно превратилось в типичную для средневековых университетов «коллегию» - самоуправляющееся учреждение, где жили студенты и профессора, читались лекции и проводились экзамены.

Софисты - платные преподаватели (иногда странствующие) философии, математики, мифологии, поэтики, этики, политики и риторики в Древней Греции периода расцвета афинской демократии. В своих философских воззрениях придерживались релятивизма (Протагор: «Человек - мера всех вещей») и скептицизма (Горгий: «Если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо»). Они выдвинули идеал способного или сильного человека, ориентированного исключительно на практическую целесообразность, на достижение личного успеха. Такой человек имеет свою точку зрения и умеет убеждать других. Софисты исключительное значение придавали риторике - искусству красноречия. В процессе обучения красноречию софисты впервые стали разрабатывать вопросы стиля и способствовали развитию грамматики. Именно у софистов впервые в древнегреческой истории воспитание понимается как особая сфера человеческой деятельности.

Странствующие учителя - преподаватели и ученые, ходившие по городам и деревням с целью обучения детей, а также проведения бесед и диспутов с населением. Странствующими учителями были: гуру в Индии, многие софисты и пифагорейцы в Древней Греции, риторы в Римской империи и др. В России странствующие учителя назывались мастерами грамоты.

Схоластика - господствующее направление в средневековой философии, представители которого считали своей задачей теоретическое обоснование христианских догм, особый прием изложения религиозного миропонимания. Соединяла теологию с философией и логикой, придающими религиозному учению стройность логической системы.

Уездное училище - повышенная начальная школа, вторая после приходского училища ступень образования в России XIX в. Согласно Уставу 1804 г. уездные училища открывались в губернских и уездных городах для подготовки учеников «всякого звания» к поступлению в гимназию. В 2-летний курс обучения входили: Закон Божий, священная история, изучение книги О должностях человека и гражданина, русская грамматика (на местах и грамматика местного языка), чистописание, правописание, правила слога, всеобщая география, география Российского государства, всеобщая история, российская история, арифметика, начальные правила геометрии, физики и естественной истории, рисование. По Уставу 1828 г. преемственная связь училищ с гимназией была ликвидирована, и они были преобразованы в трехклассные. В основном стали предназначаться для детей купцов, ремесленников и других городских жителей.

Учительская гимназия - учебное заведение в Петербурге, открытое в 1803 г. для подготовки учителей городских училищ. В1804 г. была преобразована в педагогический институт, который в 1816 г. стал именоваться Главным педагогическим институтом.

Учительская семинария в России - педагогическое учебное заведение, готовящее учителей для начальных школ. Первая семинария была учреждена в 1779 г. при Московском университете. В ней готовили учителей для Московской и Казанской гимназий, а также для некоторых пансионов. Подлинная история учительских семинарий начинается с 60-х гг. XIX в. с Проекта учительских семинарий, разработанного К. Д. Ушинским.

Учительские институты - педагогические учебные заведения, готовившие учителей для средних классов общеобразовательных школ. В России первый Учительский институт был открыт в 1817 г. при Главном педагогическом институте в Петербурге и готовил учителей уездных и приходских училищ. В учебный план с 4-летним курсом обучения входили: Закон Божий, русский язык, математика и начала физики, история, география, рисование и чистописание.

Учительские школы - учебные заведения в дореволюционной России, готовившие учителей для начальных училищ. В зависимости от принадлежности к содержащему их ведомству и целевого назначения они существенно различались по уровню, содержанию образования и методам преподавания. Наиболее прогрессивными были немногочисленные земские школы. Учительские школы Ведомства православного исповедания стали возникать в 1884 году и делились на церковно-учительские школы и второклассные учительские школы. В первых готовили учителей для одно - и двухклассных церковноприходских школ, а во вторых – учителей грамоты. Особое внимание уделялось религиозному воспитанию будущих учителей.

 


* Осипова А.А. Введение в психологию. Методические рекомендации для студентов…. РГПУ, 2001.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал