Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В заключении хотелось бы рассказать немного о истории пути моей мысли
В заключении хотелось бы рассказать немного о истории пути моей мысли. Дать краткую, так сказать, «Исповедь». Начинал я интересоваться философией со школы Этот интерес имел психологическую базу: в детстве я был мало связан с интересами своих сверстников – мне было с ними скучно; я был мало связан семейственными узами – рос без отца, а амбиции моей глупой матери, порядком испортившей мне жизнь, у меня вызывали отвращение и внутренний протест. Интересовался я философией отрывчато: то отходя от нее, то снова проявляя к ней интерес; то выявляясь социально, то уходя в «подполье». Эта цикличность интереса к философии продолжается до сих пор. Первоначальный интерес к философии мне, пятнадцатилетнему подростку, привили работы отечественного философа Б.М. Кедрова, - по этой причине я до сих пор не могу относиться к нему критически. В принципе, я бы и не продолжал свои занятия философией, если при своем «старте» в жизнь я не вступил в полный конфликт с грязным общественным устройством того времени, в котором я буквально «задыхался, что привело к психологическому срыву. Оправившись от этого, я «затих» и занимался философией «исподтишка». И только во времена перестройки решил себя проявить как «общественно активный» философ, ведя во времена «перестройки» (1988-1991) неформальный «Философский клуб» в г. Самаре, оказавшись, на удивление для самого себя, единственным собственно Философом в Самаре. К сожалению, я испытал от этой деятельности только огорчение и разочарование, ибо никому не нужна была собственно Философия: либо её старались использовать в грязных политических целях идеологи «Криминальной революции», либо загрязняли «каналы философствования» нахальные посредственности или люди, страдающие серьезными отклонениями в психике, либо старались склонить на свою сторону еще тогда «оперявшиеся» философы «Криминальной революции», увлеченные религиозно-мистическими учениями и уже тогда начинающие брать на вооружение одну из самых туманных и путаных философем XX века – учение М. Хайдеггера. Мне, стороннику неомарксизма, симпатизирующим коммунистической идее «леваку» и проявлявшим интерес к скудным сведениям о творчестве «левых» философов буйного европейского «1968», - все это было противно, ибо я прекрасно видел к чему все это приведет. Оказавшись в положении «обстрела со всех сторон», который известен всем Философам, - т.е. на положении самарского «Сократа», «Руссо» или, вернее, «Киркегора», я не очень прельстился последствиями этого положения, а потому отошел от активной философской деятельности, посчитав реальную «одиссею» жизни более важной, интересной и порядочной. Я не стал «воевать», как Дон Кихот с мельницами, предоставив новым интеллигентам, т.е. философам и идеологам «Криминальной революции», делать свой «бизнес» и спокойно копаться в своих пустопорожних спекуляциях и лозунгах, в коих они до сих пор как навозные мухи копаются до сих пор. В принципе, жизнь складывалась нормально: по линии инженера я стал начальником конструкторского бюро, затем техническим директором фирмы по ремонту и продаже станочного оборудования… И только спустя десять лет, когда мне все это «верчение» порядком надоело, до «тошноты» опротивели люди, которые посвятили свою жизнь мерзким играм на «ярмарке тщеславия», да и когда сердце стало давать опасные сбои, - я снова активизировал интерес к философии, заметив, что в ней мало что изменилось, как, к слову сказать, мало изменилось и мое положение «одинокого воина-провинциала» на поле «битвы за Философию». Теперь о моей собственно философской эволюции. Общие идеи, которые изложены в данной пропедевтической работе, сформировались уже давно – еще в конце 80- начале 90-х годов XX в., когда я активно занимался философией. Именно тогда я понял, что философия возможна не как существовавшая тогда связка «диамат» - «истмат», а как связка «теория мировоззренческих форм» - «теория культуры» соответственно. Эта мысль мне кажется сейчас наивной, но она верна по существу. Далее, занявшись исследованием культурных форм – концепта, введенного в русскую философию в конце XIX века Н.И. Кареевым, я обратился к идеям культурно-исторической школы XIX века в литературоведении и к идеям философов науки К. Поппера, М. Полани, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, С. Тулмина, Дж. Холтона, В. Степина и др., сочетая это с интересом к идеям «Бога философии» – И. Канта и традиции неокантианства, прежде всего Э. Кассирера. В результате «симбиоза» этих традиций философствования в своем сознании я закономерно пришел к выводу, что основой культуры является не «Символ» Э. Кассирера, а динамичное образование, реально фундированное в «духовной» и «материальной» культуре и способное к трансляции, т.е. «Традиция». Этот вывод до такой степени элементарен и естественен, что, по моему мнению, он даже не требует доказательства. А если философия понимается как рефлексия над культурой, то и центральным концептом её является концепт «Традиция». Этот вывод также элементарен и прост, что он можно только удивиться возражениям по этому поводу. Позднее, при анализе истории культуры, возникли и выдвинулись на роль базовых и другие концепты моей философской конструкции. Это, во-первых, «Эпистема», введенная в философию под сильным воздействием идей М. Фуко. Это, во-вторых, «Ландшафт», введенный в философию под воздействием изучения немецких философов начала XIX века, которые не принадлежали непонятно на каком основании выведенной «четверице классических немецких философов»: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах; а также под воздействием идей французской историографии «Анналы», которые дали толчок к проявлению интереса и к идеям современной американской и отечественной экономической географии. Все это шло на фоне вес увеличивающегося влияния идей синергетики. Большую роль сыграли последние работы Ж. Делёза «Складка. Лейбниц и барокко», «Что такое философия?», которые хотя и не сильно повлияли на мое мировоззрение, но еще более убедили меня, что я на верном пути. Вот в результате всего этого и родились «Пролегомены к философии XXI века». Горяйнов Сергей Александрович, 1959 года рождения, инженер по образованию, работал начальником конструкторского бюро, техническим директором фирм, главным механиком небольших заводов. В настоящее время ведущий инженер-конструктор одного из крупных предприятий г. Самара. Философия является не его профессией, а хобби и, так бы сказать – его «судьбой». В 1988-1991 гг. вел неформальное объединение «Философский клуб». Но, ввиду исповедуемой им левой идеологии, симпатий к европейскому неомарксизму и «умеренному» анархизму, а также негативного отношения к популярной тогда идеологии «перестройщиков», его деятельность не имела успеха. Более того, вызвала негативное отношение со стороны, как ортодоксальных философов, так и новых «постсоветских» философов. У самарских философов сложилась «молва» о нем как о философе - «маргинале» со всем комплексом известных эпитетов, прилагаемых к этому понятию, хотя ни своим доброжелательно-снисходительным отношением к «безумствующей» постсоветской философствующей «братии», ни своим прагматично-здравым образом жизни повода этому не давалось. В 2000 году стал соискателем на кафедре философии гуманитарных факультетов СамГУ. Но, его идеи о необходимости перестройки философского знания, о преходящем характере французской философии «постмодернизма» (при отмечании того, что Ж. Делёз является последним выдающимся философом в переходе к новой философии III тысячелетия), о традициологии как новой формы философии, о необходимости внимательного изучения наследия русского философа П.Л. Лаврова и русского культуролога Н.И. Кареева, о необходимости нового прочтения «позитивистской» традиции в философии XIX века, о роли современной русской интеллигенции и необходимости продолжения ей «народнической» традиции русской интеллигенции последней трети XIX века были совершенно не поняты в среде правоверных самарских «хайдеггерианцев» и философских «функционеров». Ему не дана была возможность публично изложить свои взгляды для обсуждения на кафедре, были совершенно не поняты новые историко-философские интерпретации творчества философов прошлого, была (видимо по недосмотру) опубликована одна урезанная в пять раз статья «Философия после «постмодерна»: теория традиции как новая теория идеи («эйдоса»)» в сборнике «Смысл и выражение: контроверзы современного гуманитарного знания». Самара. 2001. (Наиболее больший объем первоначальных набросков, некоторых черновых статей и работ находятся у д.ф.н. С.И. Голенкова, проректора по научной работе Самарской гуманитарной академии).
Горяйнов С.А.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Августин А. Исповедь. М.: Канон. 1997. 2. Антология исследований культуры. Том 1 Интерпретации культуры Спб., 1997. 3. Антология кинизма. М.. 1984 4. Бокль Т.Г. История цивилизации в Англии» Спб., 1895 (в 2х т.) 5. Гессен С.И. Избранные сочинения. М., 1998. 6. Гусев С.С. Наука и метафора. Л., 1984. 7. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления… Мн.- М., 2000. 8. Даодэцзин.\\ Лаоцзы. Обрести себя в Дао. М. 2000. 9. Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995. 10. Делёз Ж. Различие и повторение. СПб., 1998. 11. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб. 1998. 12. Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун М., 1980. 13. Кареев Н.И. Историология (Теория исторического процесса) Пг., 1915. 14. Карлейль Т. Теперь и прежде. М., 1994. 15. Карнаух В.К. Волны цивилизации. Спб., 1998 16. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. М.-Спб., 1998 17. Кестлер А. Человек – ошибка эволюции? \\Диалоги. М.1979. 18. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1998 19. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997. 20. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997. 21. Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. 22. Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1998. 23. Лазарев Ф.В. Интервальный подход: истоки и ключевые понятия \\ Вестник МГУ. Серия VII. Философия.1991. №5. 24. Левицкий С.А. Трагедия свободы. М. 1995. 25. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. М., 1982. Т.1. 26. Локк Дж. Сочинения в3-х томах. Т.1. М., 1985. 27. Лориа А. Социология, её задачи, направления и новейшие успехи. Спб., 1903. 28. Лотман Ю.М. Культура и взрыв.М., 1992. 29. Лурье С.Я. Новый оксиринский отрывок \\ Известия академии наук. 1918. 30. Маковельский Софисты Баку Вып.2. 1941. 31. Мечников Л.И. Цивилизация и исторические реки.; Статьи. М., 1995. 32. Моисеев Н. Расставание с простотой. М., 1998. 33. Налимов В.В. Требование к изменению образа науки \\ Вестник МГУ. Серия VII. Философия. №5. 1991 34. Ницше Ф. Полное собрание сочинений. Т.1. 1912. 35. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. 36. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М. 1991. 37. Оствальд В. Насущная потребность. М., 1912. 38. Панарин А.С. Философия политики. М., 1996. 39. Секст Эмпирик Сочинения в 2х томах. М. 1976. Т.1. 40. Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. 41. Тоффлер А. Футуршок» Спб., 1997. 42. Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988. 43. Умов Н.А. Сочинения. Т.3. М., 1916. 44. Хвостов В.М. Основы социологии. М., 1920. 45. Чайковский Ю.В. Элементы эволюционной диатропики. М., 1990. 46. Энгельгард М. А. Прогресс как эволюция жестокости. М. 1899. 47. Эспинас А. Социальная жизнь животных. Спб, 1882. 48. Этнологические исследования за рубежом. М.. 1973. 49. Hozelitz B. T. Tradition and Economic Grow \\ Tradition, Values Socio-Economic Development. L. 1961. 50. Shils E. Tradition and Liberty: Antinomy and Interdependence \\ Ethics.1958. Vol. XLVIII, № 3. 51. White L. The evolution of culture. N.Y. 1959. 52. White L. The Science of Culture. N.Y.1949. 53.
SUMMARY
In the given brochure is examined concept «landscape» - one of the basic concept of the «traditiology», where concept «tradition» is considered by the basic concept of philosophy. In the «traditiology» is emphasized, that all concepts of philosophy have given rise from concept «tradition». The «landscape» is concept, which emphasizes of varieties and polyphony of formations cultures. The philosopher of the future is clear as «geologist» of this «landscape» of culture. From the point of view concept «landscape» is considered the general position phenomenology of models, which is epistemology in the theory of tradition. In the given brochure is considered the structures of a cultural landscape, factors of his stability, levels of a cultural landscape and dynamics of a flow of culture are investigated also.
S. Goryainov
1. ЛАНДШАФТНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ
1. ЛАНДШАФТНОСТЬ МЫСЛИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
«Ландшафт» - это основной концепт тотемистической «философии» и первобытной «философии» вообще. Для многих эти понятия «тотемистическая» и «первобытная» философия выглядят странно. Но, во-первых, надо помнить, что мы имеем форму античной философии, которая считается философией как таковой по преимуществу, но мы имеем отличные от нее формы древнекитайской и древнеиндийской философии – это тривиальная истина; во-вторых, видно, что философская мысль довольно длительное время не выделялась из мифологии, более того, «мифотворчество» в философии - одна из существенных черт самой «ультрасовременной» философии, а потому не вижу оснований говорить о том, что первобытных форм философии не существовало. Человек мыслил всегда - с самого начала культурной жизни, а потому он и «философствовал», формируя на базе этого философствования свои мифы, свою эстетику, свои формы магической первобытной науки, таким же образом как на базе античного философствования сложились христианская и мусульманская религии со своей эстетикой и системой знаний. Для человека тотемистического периода культуры - его философия – это «экологическая» философия, «архэ» которой была «Земля». Земля как ландшафтная «ойкумена» его существования, его священный «Космос», где, во-первых, его местопребывание окружено множеством тотемистических центров для совершения ритуальных обрядов; на которое, во-вторых, накладывалось социально организованная система местопребывания рода со своими местами расположения тех или иных социальных страт рода; в-третьих, которое пересекали тропы и места их хозяйственной деятельности – тропы охоты и места собирательства. В четвертых, - и система взаимоотношений тотемистической культуры с окружающей природой, что в такой же степени важно для первобытного человека, как и для современного. Это обусловлено тем, что для собирательных «потребительских» обществ первобытности, в отличие от производящего общества, очень важно состояние окружающей среды, - род, который жил на стабильной стоянке, довольно быстро истощал ресурсы своей пищевой территории при хищническом отношении к ней. Он часто был бы вынужден менять свою стоянку, что крайне хлопотно для рода, ибо требовало дополнительных усилий для обживания другой чуждой территории, потому род предпочитал держать в экологической чистоте окружающую природу и быть с ней в гармонии, дабы эта необходимость возникала как можно реже. И эта «экологическая» философия есть философия «Земли», Философия Ландшафта. Ситуация не изменилась и в более развитый период производящей экономики, во времена господства анимизма и антропоморфизма. Все антропоморфные боги – это, прежде всего, олицетворение ландшафтных стихий – воды, неба (огня, света, тепла), воздуха и земли. И эти стихии, которые сейчас служат базовыми в рассмотрении устойчивых систем ландшафта в теоретической географии, были базовыми для человека культуры антропоморфизма. Человек во многих системах философии антропоморфизма – это человек, произошедший из Земли и её ландшафтных составляющих. Потому и их философия была Философией Ландшафта. Более того, сформированные на базе этого антропоморфизма абстрактные «мысле-образы» в античной и древневосточной философии, на протяжении всей их истории были «мысле-образами» земли, неба (огня, света, тепла), воздуха и воды. Они так и остались архетипическими образами в поэзии, литературе и философии в наше время, что убедительно показал французский философ науки и эстетик Г. Башляр (1884-1962) в своих работах. Т.е. философия и ментальность человека вообще до сих пор оперирует стихиями Ландшафта: землей, небом (огнем, светом, теплом), воздухом и водой. Т.е. она была и есть философия Ландшафтных стихий. Вся досократическая философия оперировала ландшафтными стихиями (воды, воздуха, огня, земли), которые в эпистемологическом режиме мышления выступали в качестве априорных мысле - образов. Последним поэтом-философом, «лебединой песней» ландшафтной философии досократического типа был Эмпедокл, который как раз мыслил в режиме поэтических мысле-образов, свойственных Философии Ландшафта и дал развернутую концепцию досократической философии ландшафтных стихий. Но это не значило, что ландшафтная философия на этом кончилась, более того, попытка софистов отойти от этого стиля ландшафтного «онтологического» мышления в сторону «гносеологизма» и «риторики» была мгновенно встречена «в штыки». Платон, в первое время еще находившийся под влиянием «гносеологизма», в более поздний период в «Тимее» перешел к «онтологизму» ландшафтного мышления, дав в этом диалоге почти классический образец ландшафтной философии. Идеи столь популярного в Афинах и, видимо (так как не дошли его тексты), наиболее типичного представителя философии Ландшафта в греческой философии классического периода, – Диогена Аполлонийского органично перешли в стоицизм, который, стараясь обойтись без платоновых надмировых «Идей» и, следуя больше именно позднеплатоновскому «Тимею», выстроил первую феноменологическую теорию «каталептического восприятия», оперируя в своем философствовании ландшафтными стихиями. Симптоматично, что выдающийся представитель среднего стоицизма Посидоний – это, прежде всего, выдающийся географ, который приложил принципы «онтологизма» ландшафтного мышления стоицизма к созданию первых основ учения о зонах (т.е. ландшафтах). Именно Посидоний инициировал мощный взлет географической науки и на базе этих идей возникло учение о «зонах» Страбона. Также и ученик Платона - Аристотель, не приемля платоново разделение на мир идей и мир вещей, перешел к своей теории форм и энергетических потоков, задавая исходные принципы методологии ландшафтного мышления: таксономическую логику, квалитативистскую методологию анализа многообразий и системную картину мира, в которой действуют не абстрактные сущности (идеи-атомы), а конкретные ландшафтные стихии и каждый предмет имеет свое «естественное место», свою «хору».
2. ЛАНДШАФТНОЕ МЫШЛЕНИЕ В НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Не вдаваясь в средневековую мысль, и перейдя в новоевропейскую историю, можно вести историю ландшафтного стиля мышления с Г.В. Лейбница, который в рамках картезианской парадигмы философствования делал первые попытки возрождения противоположной картезианству перипатетической традиции философствования. Естественно, что это возрождение в рамках чуждой картезианству парадигмы могло быть таким, каким оно и получилось – отрывчатым и неоформленным. Но, тем не менее, разбросанные в множестве статей, неопубликованных во время его жизни работ мысли, послужили далее для формирования многообразных направлений, отходящих от картезианства. Прежде всего, можно от Первым было стремление ввести эмпирический элемент в картезианский рационализм, это было достигнуто не лучшим образом путем введения закона достаточного основания. Вторым было стремление перейти к квалитативизму Аристотеля. Третьим было введение понятия разнообразия.
Ж.-Ж. Руссо – типично ландшафтно мыслящий философ. Он, в противовес умозрительной науке, экзальтированным форма искусства противопоставляет мудрость самой природы и естественную красоту многообразий реального мира.
Ж.Б. Робине (1735-1820)
У И. Канта, корни философствования которого, как бы не утверждал он сам, лежат в лейбницевой философии, а точнее, по всей видимости, в «Новых опытах о человеческом разуме», которые вышли как раз перед его поворотом к критицизму, а также в том, что он был не только философом, но и географом, как говорилось заданы исходные принципы ландшафтного мышления, а потому не удивительно, что они через А. Геттнера и Р. Хартшорна, крепко закрепились в теоретической географии.
Фр. Шлегель (1772-1829). В свое время - во времена создания глобальных наукообразных «спекуляций», он не считался философом, что естественно все были одурманены туманом «систем» Шеллинга и Гегеля, и его чистая и ясная мысль была задушена. Сам Фр. Шлегель себя считал не эстетиком и литератором, а именно философом. И он в своей оценке был прав, ибо его мысли напрямую выходят в современную мысль. Как правильно подчеркивал исследователь его творчества Й. Кёрнер в 1935 году: «Основные положения его мышления возродились в релятивизме Зиммеля, в интуитивизме Бергсона, в теории религии и любви Макса Шелера, в экзистенциальной философии Ясперса и Хайдеггера, в новой христианской философии русского Бердяева» (цит. по Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма (Фр. Шлегель, Новалис). М. 1978. С.30). Я бы добавил, что его по праву можно считать предтечей французской постмодернисткой философии. Но, к сожалению, этот философ именно в таком понимании в Европе и России недостаточно оценен. Современное развитие отечественной философии требует полного издания его философских произведений, а не фрагментарного, как это было сделано в 1983 году (Шлегель Фр. «Эстетика. Философия. Критика». Т.1-2). Фр. Шлегель – ландшафтно мыслящий философ. Это проявляется, во-первых, в популярной тогда парадигме «химизма», который представляет все не «количественно-физически», а «минерально – кристально» - как взаимодействие естественных тел-качеств, т.е. химических соединений. Его мысль «картографична». Вот что он писал: «Из несовершенства формы знания вытекает потребность в изображении; оно должно восстановить подвижность и полноту жизни, утраченную в сжатии целого, когда стремились только к знанию и пониманию. Изображение должно дополнить понятие. Оба противоположных направления духа требуют друг друга и, следовательно, должны быть связаны. Изображение может быть истолковано не только как дополнение, но и как пробный камень понятия, как доказательство знания; развертывая понятия в бесконечное многообразие, в некий мир, оно показывает, что знание не является пустым мертвым призрачным знанием, нодействительно имеет своим предметом бесконечную полноту жизни, целый мир, что оно как бы лишь из нетерпения было сжато воедино, чтобы тем быстрее достичь цели» (Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т.2. М. 1983. С.165). Можно отметить пантеистический романтизм Гёльдерлина, который взял за основу своего мировоззрения ландшафтный пантеизм И. В. Гете и ландшафтные интуиции Эмпедокла, посвятив последнему даже трагедию «Смерть Эмпедокла». Известно, что и самый «теоретичный» романтик, идеолог романтизма – Шеллинг, по сути дает в своей философии немецкий (т.е. отдающий излишним схоластизмом) вариант Философии Ландшафта, приходя в поздний период своего творчества к первоначальному фундаменту ландшафтного мышления – к мифологии Основатель теории традиции Гердер является одним из ландшафтно мыслящих философов
Все мировоззрение И.В. Гете - знаковой фигуры немецкого просвещения, пропитано ландшафтными интуициями, чего стоит его знаменитый отрывок «Природа». Гете – «реалист-романтик»: он не приемлет абстрактного теоретизирования в рамках бесцветного ньютонова пространства, склонен к эмпирико-художественному восприятию мира, для него мир это цветовая мозаика разнообразий. 3. ЛАНДШАФТНОСТЬ МЫСЛИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Среди представителей экзистенциальной философии можно выделить одного из ландшафтно мыслящих философов-писателей - выдающегося испанского писателя и философа М. де Унамуно (1864-1936), который черпал свое вдохновение в горах горячо любимой им родины, придерживался именно такой позиции «романтика-реалиста», его поэтическое кредо – «думать чувством и чувствовать мыслью». Он писал: «Пейзажи – первая пища нашей души; горы, долины и равнины, вскормившие наш некогда бессловесный дух, - все это сопровождает нас до самой могилы, образую мозг и костяк наших душ. Потому что у души тоже есть скелет, за исключением тех обездоленных, у которых она склизкая и бесхребетная, наподобие спрутов, губок или полипов. Но те, чья душа, опираясь на прочный костяк, держится прямо и глядит в небо, знают, что питает эти кости вещество, суть которого – безмятежные и чистые видения далекого детства» (Унамуно М. де Избранное в двух томах. Л. 1981. Т.2. С.301). Для него и сознание ландшафтно устроено. В своем изумительном «ландшафтном» эссе «Вглубь!» (1900) он писал: «..устремись в глубины своего духа, и каждый день ты будешь открывать все новые горизонты, девственные земли, невиданные ранее небеса, новые звезды, новые созвездия» (Унамуно М. де Избранное в двух томах. Л. 1981. Т.2. С.229). но это «самоуглубление» он, конечно, не понимал как «уход в себя», а как обнаружение в себе ландшафтных образований, которые роднят его с ландшафтной «Истиной» жизни. Он мыслил «пространственно» путем «сжатий», «растяжений», «изгибов». Для него, к примеру, «…прогресс есть последовательность качественных расширений и сжатий, он делает социальную среду богаче и сложнее, а затем эта усложненность сгущается, обретает материальность и опускается в вечные глубины Человечества, облегчая тем самым новый прогресс; это смена семян и деревьев – каждое новое семя лучше предыдущего, и богаче каждое новое дерево» (Унамуно М. де Избранное в двух томах. Л. 1981. Т.2. С.223). К сожалению нельзя отнести к философам Ландшафта представителей феноменологической традиции философствования, двигающихся в русле гуссерлевско-хайдеггеровского стиля философствования, который, рассматривая во многом родственные философии Ландшафта проблемы, не смог подняться до её уровня. Этому мешала исходная интровертивность их мышления и академическая путаность языка, которая находится в вопиющем противоречии с исходной экстравертированностью и дескриптивной образностью языка ландшафтного мышления. Современная философская мысль последней трети XX века катастрофически отстала от развития современной науки, от складывающейся в ней синергетической (в отношении методологии) и геолого-географической (в отношении онтологии) парадигмы. Это обусловлено сильной традицией в философии этого периода антисциентистской тенденции, в рамках которой традиционно считается, что наука слишком рационалистична. Хотя современная наука дает образцы удивительного и иррационального при исследовании явлений природы. Более того, она сама нуждается в помощи философии – как систематизирующей и упорядочивающей философии науки. Тем не менее вышеуказанные симптомы ландшафтного мышления начинают проникать в философию.
К ландшафтно мыслящему философу можно отнести К. Л еви - Стросса (1908-), который в юности был увлечен геологией, что и сформировало ландшафтный стиль его мысли. Этот-то ландшафтный стиль мысли отвратил его, философа по образованию, от увлечения неосхоластическими спекуляциями современных философов, с созданию в рамках этнографии полноценной парадигмальной концепции анализа культуры.
К ландшафтно мыслящему философу можно отнести М. Фуко (1926-1984). Как известно М. Фуко считает, основными фигурами определяющими строения знания в рамках категории сходства были: пригнанность, соперничество, аналогия и симпатия. Интересна фигура «пригнанности»: ««Пригнанными» являются такие вещи, которые, сближаясь, оказываются в соседстве друг с другом. Они соприкасаются краями, их грани соединяются друг с другом, и конец одной вещи обозначает начало другой. Благодаря этому происходит передача движения, воздействий, страстей, да и свойств от вещи к вещи» (Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994. С.55). Именно в этой фигуре видна «пространственная» ландшафтность мышления М. Фуко, он мыслит не понятиями, а «объемами», которые просто состыкованы друг с другом в пространстве ли мысли или же в пространстве вещей. Сама «эпистема», схемы которых выстраивает М. Фуко для ментальности XVII-XVIII и XIX веков у него объемно-ландшафтно организована, выстроена в виде регионов, находящихся друг с другом во взаимодействии В более поздний период своего творчества он переходит к понятию «архив» и далее - «диаграмма». Вот что писал Ж. Делез о ней: «Диаграмма – это уже не архив (слуховой или зрительный) – это карта, картография (курсив мой-С.Г.), равнообъемная любому социальному полю» (Делёз Ж. Фуко. М. 1998. С.60). Делёз писал далее: «Диаграмма или абстрактная машина – это карта соотношений сил, карта плотности и интенсивности, которая функционирует при помощи изначальных нелокализуемых связей и в каждое мгновенье проходит через любую точку, или точнее, в пределах каждой взаимосвязи от одной точки к другой точке» (Делёз Ж. Фуко. М. 1998. С.63). Явно видно, что М. Фуко все более и более склонялся к геолого-географическому стилю мышления, ибо геолого-географический стиль мышления – это мышление не понятиями, категориями и словами, а картами и их легендами (в картографии – это система картографических знаков). Непосредственным предшественником Философии Ландшафта является философия Ж. Делеза (1926-1995). Наиболее явственно ландшафтность его мысли проявилась в поздний период его творчества в конце 80х- начале 90х годов XX века.
Убогую попытку разработать философию ландшафта сделал В. Подорога, который опирается на совершенно неподходящую ля философии Ландшафта хайдеггеровскую традицию философствования. Но наиболее плодотворно принципы философии Ландшафта формируются в позитивной сфере знания, - вообще современная философия, погрязшая в своих «спекуляциях», хронически отстает от спонтанного процесса изменений в ментальности. Ландшафтное мышление в современной ментальности становится, двигаясь по трем путям: в области геолого-географических наук, в области историографии
|