Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1 формирование традициологии
Традиция как форма бытия культуры в той или иной форме является объектом рассмотрения на протяжении всей истории культуры. Естественно, эта проблема является центральной в философии прошлого, хотя и неадекватно выражена. Поиск и анализ устойчивых форм бытия, социального в первую очередь, является основой рефлексии всех философем на протяжении истории. Каковы эти устойчивые, способные к трансляции и воспроизведению формы, как они укоренены в мире? Таковы исходные проблемы философии, проблемы которые старались разрешить Гераклит, и Парменид, пифагорейцы, софисты, Сократ, Платон, и Аристотель. Этими же проблемами было инициирована стоическая философия, которая является вершиной философской мысли античности. Все основополагающие принципы античного философствования: «логос» Гераклита, «гармония» пифагорейцев, «эйдос» Платона, «форма» Аристотеля, «сперматические логосы» стоиков и т.д. – есть неадекватные формы выражения концепта «традиция» или его отдельных проявлений. Это имеет отношение и к средневековому философствованию. Центральные объекты его интереса: «вера», «универсалии» - это отражение понятия «традиции». В философствовании Нового времени – центральные объекты его внимания: «разум», «рациональность», устойчивые формы «сознания» –есть также отражение концепта «традиция» и его отдельных сторон. В новейшем философствовании: центральные объекты – «структура», «язык», «экзистенциал» – есть отражение концепта «традиция» и его отдельных сторон. Весь недостаток предшествующей философии состоял в том, что она, в основном, занималась, во-первых, анализом статичных структур ментальности, не вдаваясь во временное измерение мысли. Эта тема «темпоральности» разрабатывалась лишь в противовес основным классическим рационалистическим концепциям в разного рода иррационалистических концепциях. Далее, во-вторых, она не занималась социокультурной и психологической обусловленностью ментальных структур, именно этот анализ – достижение позитивистской (включая марксизм) мысли и психоанализа. К тому же, в – третьих, до недавнего прошлого исповедовался однолинейный и детерминистский характер ментальной, социальной и хозяйственной жизни, самосознание не пришло еще к пониманию нелинейности, синергетичности и открытости для «другого» всех форм человеческого существования. Все это достижения последних десятилетий, эпохи «постмодерна». Все эти недостатки недавнего самсознания культуры не позволили в должной мере прийти к мысли о том, что «традиция»- как нелинейное, синергетичное и открытое образование, которое сочетает в себе как статичный, так и динамичный момент, которое «погружено» в реалии человеческой культуры, проявлено в ней, которое имеет базой сложную структуру человеческой психики - есть центральный концепт философствования и всех форм человеческой культуры. К этому осознанию в полной мере не пришел, при всей своей близости к этому осознанию самый выдающийся философ последней трети XX века Ж.Делёз. К этому осознанию, в должной принципиальной оформленности, не приходили и те, кто поднимал вопрос о традиции, о необходимости разработки теории традиции.
|