Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1 формирование традициологии






Традиция как форма бытия культуры в той или иной форме является объектом рас­смотрения на про­тяжении всей истории культуры. Естественно, эта проблема является центральной в фило­софии прошлого, хотя и неадекватно выражена. Поиск и анализ ус­тойчивых форм бытия, соци­ального в первую очередь, яв­ляется основой рефлексии всех фи­лосо­фем на протяжении исто­рии. Каковы эти устойчивые, способ­ные к трансляции и воспроизведению формы, как они уко­ренены в мире? Таковы исходные про­блемы философии, проблемы которые старались разрешить Гераклит, и Парме­нид, пифагорейцы, со­фисты, Сократ, Платон, и Аристотель. Этими же проблемами было инициирована стоическая философия, которая является вер­шиной философской мысли античности. Все основополагающие принципы античного философствова­ния: «логос» Гераклита, «гармония» пифагорейцев, «эйдос» Платона, «форма» Аристотеля, «сперматические логосы» стоиков и т.д. – есть неадек­ватные формы выражения концепта «тра­диция» или его отдельных проявлений. Это имеет отношение и к средневековому философст­вованию. Центральные объекты его ин­тереса: «вера», «уни­версалии» - это отражение понятия «традиции». В философствова­нии Нового времени – центральные объекты его внимания: «ра­зум», «рациональность», устойчивые формы «сознания» –есть также отражение концепта «тра­диция» и его отдельных сторон. В но­вейшем философствовании: цен­тральные объекты – «струк­тура», «язык», «экзистен­циал» – есть отражение концепта «традиция» и его отдельных сторон. Весь недостаток предшествующей философии состоял в том, что она, в основном, за­нималась, во-пер­вых, анализом статичных структур ментальности, не вдаваясь во временное измерение мысли. Эта тема «темпоральности» разрабатывалась лишь в противовес основным классическим рационалистическим концепциям в разного рода ирра­ционалистических концепциях. Далее, во-вторых, она не занималась социо­культурной и психо­логической обусловленностью ментальных структур, именно этот анализ – достижение позити­ви­стской (включая марксизм) мысли и психоанализа. К тому же, в – третьих, до недавнего прошлого ис­поведовался однолинейный и детерми­нистский характер ментальной, со­циальной и хозяйственной жизни, самосознание не пришло еще к пониманию нелинейности, синергетич­ности и открытости для «другого» всех форм человеческого существования. Все это достижения последних десятилетий, эпохи «постмодерна». Все эти недостатки недавнего сам­сознания культуры не позво­лили в должной мере прийти к мысли о том, что «традиция»- как нелинейное, синерге­тичное и открытое образова­ние, которое сочетает в себе как статичный, так и динамич­ный момент, которое «погружено» в реалии человеческой культуры, проявлено в ней, которое имеет базой сложную структуру человеческой психики - есть центральный кон­цепт философство­вания и всех форм человеческой культуры. К этому осознанию в полной мере не при­шел, при всей своей близости к этому осознанию самый выдаю­щийся философ по­след­ней трети XX века Ж.Делёз. К этому осознанию, в должной принципиальной оформленно­сти, не приходили и те, кто поднимал вопрос о традиции, о необходимости разработки теории традиции.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал