Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Динамика традиции ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
По Плахову: «Традиция и выражает жизнь прошлого в настоящем и будущем» (Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М. 1982. С.35).
Плахов понимает традицию как матрицу общественного бытия, хотя, к сожалению, не совсем конкретизирует эту мысль. Традиция действительно есть матрица, которая задает ритм человеческой культуре, стабильность, упорядоченность и задает вектор её движения. Он выделяет два типа традиций: статичные и динамичные. В данном случае он совершенно не является новатором. Вспоминается О. Конт, который рассматривал все общественные явления с точки зрения статики («порядка и гармонии») и динамики («прогресса»). Об О. Конте в этом отношении он почему-то совершенно не упоминает, что для философа и социолога просто неприлично. Статичные традиции, к которым он относит обычаи, отличаются малой подвижностью и сравнительно небольшим количеством постоянных «компонентов» в матрице. Они и являются своего рода постоянным «штампом» или «стандартом». Динамичные традиции, обладают большей способностью к изменениям и большим количеством «компонентов» в матрице, они постоянно подвержены инновационным изменениям. Именно динамичные традиции он считает основой, а статичные традиции как частное проявление динамичных традиций. В этом отношении он правильно подчеркивает ошибочность взгляда на традицию как чего-то «косного и устаревшего», тормозящего процесс развития. Самой важной функцией традиции является хранение и передача информации, в данном случае она отличается от системы генетической передачи информации, которая существует в других формах органической жизни. Плахов верно говорит, что «традиции, воплощая общественную память, сыграли в процессе антропосоциогенеза ведущую роль..»(199) Он подмечает совершенно верно, что в традиции «информация спрессовывается в компактную матрицу, и в таком виде может сохраняться на века, воплощая общественную память. Благодаря кумулятивной способности традиции люди освобождаются от необходимости строить свои отношения, начиная каждый раз с их происхождения.»(103) Он также подчеркивает, что «движение систем обеспечивается не только собственно процессом изменения, но и процессом сохранения – такова диалектика. И традиция в этом плане с полным правом может быть охарактеризована как одна из составляющих движение общественной системы. Утрата традиции означает прекращение движения, ее отсутствие делает невозможным развитие системы общественных отношений в данном направлении.»(86) Он делит традиции на «живые» и «мертвые». Что ошибочно. Традиций «мертвых» не бывает, в данном случае – это не традиции, а «наследие». Традиция есть по определению то, что передается, т.е. существует и живет в настоящем посредством передачи, определяя существенно динамику настоящей жизни. То, что не передается и лежит в «архиве» не есть традиция. Далее он и «живые» традиции разделяет на «действующие» и «недействующие», что также ошибочно. Традиция есть то, что действует в настоящем, что определяет действительность культуры и организует её, в противном случае, это опять-таки не традиция, а просто передача каких-то артефактов, не имеющих никакого отношения к традиции. Не все, что передается есть традиция. Традиция есть то, что влияет и определяет динамику и стиль жизни культуры.
Теория норм.
От традиции, как было сказано, Плахов переходит к теории норм. Норма действительно очень тесно связана с традицией. Но, в отличие от традиции, в норме силен «рефлексивный» момент. Норма – это сознательно введенное правило мышления или поведения человека. Вот что он пишет по этому поводу: «Социальные нормы «искусственного» происхождения отличаются большей определенностью, сравнительно высокой антиэнтропийностью и соответственно жесткой организацией, строгой упорядоченностью. И наоборот, социальным нормам, возникающим и функционирующим в обществе на положении «естественных», присущи большая неопределенность, в них более отчетливо выражена вообще статистическая природа социальных законов. В целом же социальные нормы в рассматриваемом плане могут быть представлены как среднестатистические (большие или меньшие) «уплотнения» общественных отношений, концентрирующиеся у тех или иных «точек» универсальной человеческой деятельности, в качестве которых выступают самые разнообразные феномены: человеческие потребности, материальные и духовные интересы, производственно- экономические нужды, политиченские цели и т.д.» (С.н., с.97) Вообще Плахов своими работами может, сам того не понимая, затронул самые больные точки культуры. Это, во-первых, о роли субъективного фактора в истории, о сути и механизмах функционирования правовых норм и установлений, которые являются субъективным фактором регулирования общественных отношений, в обществе; во-вторых, - о системах спонтанной самоорганизации общественного поведения посредством механизмов действия традиции; в-третьих, - о взаимоотношении правовых норм и общественных традиций. Можно только сожалеть, что для этого он не привлек огромный опыт по этой проблеме представителей исторической школы права Савиньи и Пухты, вообще мыслителей времен Реставрации; а также огромный опыт представителей нашей философии права – Чичерина, Кистяковского, Новгородцева и др. Использование мощной традиции зарубежной и русской философской мысли в этом отношении у него мало выражено, её влияние не чувствуется.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философ.-социол. исследован.. М., 1982. 2. Плахов в.Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории. М., 1985. 3. Уледов А.К. структура общественного сознания. М.1968. 4. Кампрас П.П., Закович Н.Н. Советская гражданская обрядность. М.1967. 5. Буева Я. П. Социальная среда и сознание личности. М. 1968.
|