Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 5 обычаи и традиции социализма.
В марксистской советской философии традиция не исследовалась до 60-х годов. В марксистской философии к традиции изначально было негативное отношение. Маркс, в своей работе «Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта», излагал определенные мысли о традиции, но не акцентировал внимания на этом концепте. Вот что он, в частности, писал: «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых» (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения т.8 с.119). Для радикальных социалистов вообще не свойственно внимание к традиции, ибо революция «…не может осуществлять свою собственную задачу прежде, чем она не покончит со всяким суеверным почитанием старины» (там же с.122). По мнению Маркса, обращение к традиции, к прошлому есть лишь способ подлость и мерзость настоящего оправдывать подлостью и мерзостью прошлого. С его мнением можно согласиться, но таково уж общество, гнилостный запах которого всем хорошо известен. В своей программе революционных преобразований он делает ставку на пролетариат, что правильно и свидетельствует о понимании механизмов действия традиции: только маргинальный слой общества, который не задействован на традиции современного ему общества, способен на кардинальные преобразования. Процесс модернизации осуществляется, как правило, на периферии вертикального или горизонтального среза культурного пространства. Сам человек – это маргинальная обезьяна, оказавшаяся в силу обстоятельств вне биосистемы Земли, вынужденная искать нетрадиционные и «революционные» способы выживания. Внутри традиции также существуют импульсы к модернизации, но наиболее сильно они выявляются на границах пространства традиции.
«Над различными формами собственности, над социальными условиями существования возвышается целая надстройка различных и своеобразных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений. Весь класс творит и формирует все это на почве своих материальных условий и соответственных общественных отношений. Отдельный индивид, которому эти чувства и взгляды передаются по традиции и в результате воспитания, может вообразить, что они-то и образуют действительные мотивы и исходную точку его деятельности» (Марк К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.8. с.145).
В России В. Ульянов после революции в процессе практической деятельности реально столкнулся с мощной силой традиции, хотя так и не смог осознать и выразить это явление теоретически. Вот в чем он был вынужден сознаться: «Когда мы сбросили капиталистические учреждения оказалось, что есть еще одна сила, которой держался капитализм, - это сила привычки (т.е. традиции- С.Г.). Чем решительнее мы сбросили все учреждения, которые капитализм поддерживал, тем яснее выступила другая сила, которая капитализм поддерживала - сила привычки. Учреждения можно при удаче разбить сразу, привычку никогда, ни при какой удаче разбить сразу нельзя» (Ленин В.И. Сочинения т.38 с.361). Вполне вероятно, что именно понимание реальной силы традиции и привела большевиков к утверждению идей НЭПа, к определенной либерализации общественной жизни в 20-х годах. В 60-х годах в связи с проблемой укрепления социалистического образа жизни идеологическим аппаратом ЦК КПСС была инициированы разработки по механизмам введения социалистических ном жизни в слоях населения, особенно в азиатских республиках. Естественно это привело к усилению интереса к проблеме традиции. Начало исследований в этот период связано с исследованием механизма преемственности с точки зрения диалектики. Наиболее подробно эту проблему осветил Э.А. Баллер в объемной работе «Проблема преемственности в развитии культуры» (1969). Он правильно рассматривает преемственность как проявление закона отрицания отрицания. Вот что он пишет: «… преемственность выступает как одна из наиболее существенных сторон закона отрицания отрицания, проявляющаяся в природе, обществе и мышлении как объективная и необходимая связь между новым и старым в процессе развития» (Баллер Э. А. Проблемы преемственности в развитии культуры» М., 1969.С.16). Действительно принципы закона отрицания отрицания: повторяемость, движение от тезиса к антитезису, а затем к синтезу - есть основа диалектики традиции в процессе инновационной динамики. Традиция, рождая инновации, одновременно всегда сдерживает их, она всегда действует как «возвратная пружина», сопротивляясь изменению, стремясь сохранить равновесное состояние культуры. В этой борьбе между консервативным и инновационным началом в традиции и состоит диалектика процесса развития культуры. Эта борьба обеспечивает должную скорость изменений, которая бы не позволяет инновационным процессам «пойти в разнос», разрушить устойчивость культурных форм. Как правильно подмечала тогда Тимофеева А.В., которая также рассматривала преемственность с точки зрения закона отрицания отрицания: «Диалектическое отрицание как самоотрицание есть вместе с тем выражение преемственности в развитии. Преемственность обусловлена противоречивым характером процесса развития, единством борющихся противоположностей – отрицающего и отрицаемого» (Дорфман Г.М., Ефимов С.Ф., Тимофеева А. В. Закон отрицания отрицания. М. 1961. С65). Традиция также рассматривались в связи с проблемами идеологической политики КПСС. После XIII съезда КПСС состоялось заседание идеологической комиссии при ЦК КПСС (ноябрь 1963), далее вышли постановления Совета Министров и ЦК КПСС. Развернулось обсуждение проблемы народных традиций и проблемы введения принципов социалистического образа жизни среди широких масс населения. В русле этого «идеологического» направления занимались анализом традиции довольно большое количество философов невысокого профессионального уровня – именно такие философы и распределялись в идеологические сектора партийных органов. Именно их поверхностные работы и статьи дискредитировали дальнейшее исследование традиции. Занимались проблемой традиции в этом направлении: Алиев А.К., Садыков С.Н., Чотонов А., Новиков В.И., Магомедов Р.М., Цавкилов Б.Х., Морозов М.А., Кампрас П.П., Закович Н.М., Мирзаханов Ф.С., Исмаилов К., Фарафонов А.Н., Матханова Э.И. и др. Наиболее толковые из этой группы Кампрас П.П., Закович Н.М. в своей работе «Советская обрядность»(1967) так определяют традицию: «Традиция - это специфическое общественное явление, особая форма общественных отношений, проявляющееся как прочно сложившееся, переходящие от поколения к поколению действия, обычаи, принципы и нормы взаимоотношения между людьми в производстве, быту, семье. Традиция- это прочно установившиеся привычные представления и вкусы людей, идеи и убеждения, воплощенные в различных творческих направлениях культуры, в искусстве, науке, политике и т.д., вызванные определенными отношениями и обычно опирающиеся на силу общественного мнения» (11) Они отмечали, что, создавая и развивая «…советскую гражданскую обрядность, необходимо исходить из потребностей и стремлений людей, учитывать общественную психологию, национальные и местные традиции. Короче говоря, необходимо максимально учитывать то, что крепко вошло в народный быт, опираться на близкое и привычное людям» (С. 92-93). Все это верно, но весь вопрос состоит в том, что, дав общие понятия, они переходят сразу к решению своих идеологических задач, а не к комплексному исследованию собственно традиции. Это было свойственно и подавляющему большинству советских философов, которые уделяли внимание традиции в 60-80-х годах и не входили в группу вышеуказанных идеологических работников Все их рассуждения не уходили далее общих слов и определений. Эту плодотворную тему, центральную философскую тему будущего они просто «заболтали». Да и сама методология советского марксизма не могла исходно быть базой для глубокого исследования традиции. Из этой группы отличались более-менее глубоким подходом Сарсенбаев Н.С., Суханов И.В. и Плахов В.Д.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Асмус В.Ф. В.И. Ленин о вопросах культурной традиции \\ ВФ 1970, №4. 2. Плахов В.Д. В.И.Ленин и некоторые вопросы традиции\\ Ученые записки кафедр общ. наук г.Ленинграда. Философия. Вып.XI 1970. 3. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта \\ т.8 с.145, 120, 119. 4. Маркс К. т.25 ч.II. с.356-357. 5. Энгельс Ф. Т.39 с.174; т.21 с.315; т.22 с.319. 6. Ленин о революционных традициях т.16 с.24-25. 7. Садыков Г.Ф. Традиция, механизмы ее действия и некоторые ее особенности в Китае \\ Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972. 8. Угринович Д.М. Обряды. За и против. М., 1975. 9. Спиркин А.Г. Человек, культура, традиция \\ Традиции в истории культуры. М., 1978. 10. Власова В.Б. ФН 1980 №4, СЭ 1981 №2 11. Першиц А.И. \\ РФФ 1981 №4, 5. 12. Бернштам т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX –XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры. Л. 1988. 13.
|