![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Субъективно-объективный характер традиции
Выясняя субъективно-объективный характер традиции, он выявляет три рода действия традиции. Первый- это традиция как результат сознательного творчества человека в культуре, эту систему он обозначает своими любимыми значками С-Ос. Затем традиция рассматривается как результат неосознанного, спонтанного творчества человека, эту систему он обозначает значками С-О. Далее, третье, традиция как объективный процесс, который не зависит от человека – О-О. В общем, говоря понятнее, он считает, что традиция имеет субъективно-объективный характер, и она формируется как сознательным творчеством человека, как несознательным творчеством, так и объективными процессами в культуре. Плахов верно подмечает, что «исследуя особенности традиции как закона системы общественных отношений, нельзя не обратить внимание на ее двойственность, парадоксальность. С одной стороны, существование традиции вызвано всеобщими законами материального мира, природы – законами диалектики и общесистемными закономерностями, с другой стороны, сугубо социальными факторами, связанными с человеческой деятельностью и определяющими ее (традиции) конкретные формы и модификации.»(85) Он выделяет, в связи с этим два системных состояния традиции «система- реалия» и «система-концепт». Первое характеризует традицию как объективное, второе – как субъективное. Хотя совершенно непонятно зачем для этого надо было изобретать эти термины. В «традициях – концептах» он верно помечает два момента: с одной стороны, традиция является отражением реального общественного бытия, а, с другой стороны, они представляют системы духовной преемственности. Т.е. «в субъективном сознании традиции – концепты I выражают его детерминированность общественным бытием, традиции-концепты II – детерминированность прошлым, историей духовной культуры.»(91) «Традиция-реалия» у него выступает в двух «ипостасях». «Традиция-релия I» - это обьект, служащий базой для создания нормо- образа «традиции- концепта I», «традиция- реалия II» – это системы традиционного поведения вообще. На основе этого им вырабатывается понимание соотношения между нормой и традицией. Собственно говоря, его работа о традиции предваряла работу об основном предмете его интересов - теории норм. Норма- это результат сознательного установления законов государством или иными учреждениями и общественными институтами посредством субъективной деятельности. А традиция есть результат спонтанного соблюдения людьми «неписанных» законов, которые выработаны ими в непосредственной жизненной практике. Между ними существует связь, они переходят друг в друга, и взаимно обуславливают. Традиция шире нормы, ибо, как говорит Плахов, действие юридических законов ограничено лишь определенными сферами общественной жизни. Институт же традиций отличается «большей мощностью, масштабностью, тотальностью, его действия распространяются на все виды и типы общественных отношений, способных к развитию и систематизации»(120). Хотя, впоследствии, он несколько меняет свою точку зрения, которая более естественна для такого типа рационалистически мыслящего философа. В следующей работе «Социальные нормы. Философские основания общей теории» он более последователен в своей точке зрения, более широким объемом являются социальные нормы, частным случаем которых являются традиции. Вот что он пишет: «Все социальные нормы в связи с источником императивного действия подразделяются на три типа. Первый включает нормы, у которых источник императива выступает как «внешняя сила». Ею может быть государственная воля, власть политической организации или отдельного полномочного лица и т.д. Подобные нормы мы называем нормами-экстравертами. Второй тип объединяет нормы, источник императивного действия которых связан с ними самими, их авторитетом, целесообразностью и т.д. Это нормы-интроверты. К ним принадлежат многие обычаи, традиции, генезис и функционирование которых осуществляется спонтанно… Третий тип социальных норм характеризуется одновременно проявляющимися внешними и внутренними, свойственными самим нормам источниками императивного действия. Это нормы-амбоверты.»(С.н., 165) Хотя и здесь наблюдается порядочная путаница. У Плахова: «Системное бытие общества имеет два наиболее общих, находящихся в диалектическом единстве аспекта: конструктивный и исторический»(с.н. с.90). Т.е., имеет статику и динамику (следуя О.Конту). Социальные нормы у него относятся к «конструктивному», к законам обеспечивающих самосохранение системы, законы же «социального наследования, преобразования и обновления» он относит к «историческому». Т.е., наверное, у него «норма» и «традиция» все же разведены в объемах, ибо под «социальным наследованием» можно понимать и традицию. В связи с возрастанием роли субъективного фактора, отмечает Плахов, возрастает возможность управления институтом традиций, увеличивается значение норм, традиция как системы управления отходит в прошлое, хотя и имеет существенное значение. Задача потому состоит в «сциентизации» традиций, превращения их в механизм научного управления обществом. Как он говорит: «Сциентизация станет в будущем магистральным путем не только преобразования отдельных традиций и частного состава института традиций в целом, но и формой их перехода в новое качество – норм коммунистического общежития, ориентированных не только на прошлое (в рамках социально осознанной необходимости), но и на будущее. (в свете научных знаний и теоретического предвидения).(215-216)
|