Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кратковременная память






Как мы уже говорили, объем кратковременной памяти сравнитель­но невелик. Экперименты показали, что он ограничен 7 элементами — цифрами, буквами, словами. Позднее Миллер угочнил, что в зависи­мости от сложности элементов это число может колебаться в пределах от 5 до 9 и составляет 7±2.

Если необходимо в течение короткого времени сохранить инфор­мацию, включающую больше 7 элементов, мы почти бессознательно группируем ее таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого. Так, номер банковского счета 30637402715, состоящий из 11 элементов, будет скорее всего запоминать­ся как 30 63 740 27 15, то есть как 5 числовых элементов или 8 слов (трид­цать, шестьдесят, три, семьсот, сорок, двадцать, семь, пятнадцать).

* Приводится по кн.: СолсоР.Л. Когнитивная психология. — М.: Тривола, 1996. — С. 152.

Длительность удержания информации в кратковременной памяти составляет примерно 20 секунд (15-30 секунд без повторения). В тече­ние этого короткого промежутка времени происходят обработка и ин­терпретация данных. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговре­менное хранение. Для сохранения информации в кратковременной памяти и последующего ее перевода в долговременную память необ­ходимо постоянное повторение.

При поступлении в кратковременную память новых элементов, пре­вышающих ее объем, старые элементы вытесняются. Если они к этому моменту не успели пройти соответствующую обработку, они не сохра­няются в памяти. Так, например, если в эксперименте со свободным воспроизведением* испытуемым дать какое-нибудь задание сразу после предъявления списка элементов (например, задание на счет), то мы не получим на кривой воспроизведения эффект недавности, так как по­следние элементы списка, находящиеся в кратковременной памяти, не успели пройти соотвествующую обработку в головном мозге.

Исследователями Во и Норманом кратковременная память была на­звана первичной памятью и рассматривалась как система кратковре­менного хранения, обладающая ограниченным объемом, где информа­ция теряется за счет вытеснения старых элементов новыми.

Как мы уже упоминали, для сохранения элементов необходимо по­вторение, операция, выполняющая три функции:

• сопротивление угасанию следов в кратковременной памяти;

• предохранение материала от вытеснения;

• перевод содержания из кратковременной памяти в долговремен­ную, приводящий к фиксации информации.

Иллюстрацией необходимости повторения может послужить наш собственный опыт. Например, мы увидели или услышали где-то объ­явление, содержащее интересующий нас адрес или телефонный номер, но у нас нет под рукой ни ручки, ни бумаги, чтобы его записать. Тогда мы начинаем повторять про себя несколько раз этот адрес или телефон, чтобы его запомнить.

Еще одной характеристикой кратковременной памяти является вид хранения или кодирования информации в ней. Считается, что инфор-

• В этих экспериментах от испытуемого не требуется точно запоминать порядок, в ко­
тором заучивались элементы.

мация в кратковременной памяти кодируется преимущественно в аку­стической форме. Мы уже упоминали о необходимости повторения. Обычно провторение выражается в проговаривании информации про себя, а иногда даже вслух. Гипотезу о том, что информация в кратковре­менной памяти кодируется в акустической форме, подтвердил в своих экспериментах Р. Конрад*. Он обнаружил, что ошибки при воспроиз­ведении из кратковременной памяти носят в основном акустические признаки. Эксперименты проводились в два этапа.

В первом случае испытуемым предъявлялась последовательность из 6 букв. Каждая буква предъявлялась на 0, 75 секунды, и некоторые из звуков, обозначаемых этими буквами, были похожи по звучанию (на­пример, «си» и «ви», «эм» и «эн» и т. п.). Во втором эксперименте буквы предъявлялись испытуемым на слух на фоне так называемого белого шума, то есть создавались помехи для их четкого восприятия. Резуль­таты этих экспериментов показали, что испытуемые делают преимуще­ственно акустические ошибки независимо от вида предъявления сти­мулов — зрительного или слухового. Например, вместо В («би») часто воспроизводилось Р («пи») или У(«ви»).

Свою гипотезу Р. Конрад подтвердил, и изучая ошибки, которые де­лали глухие люди, умеющие хорошо разговаривать. Оказалось, что у них среди ошибок, которые они делали при разговоре, часто встречаются акустические. Получается, что они тоже используют фонематическое кодирование зрительных стимулов, хотя их способности к слуховой об­работке ограничены.

Дальнейшие исследования в области типов кодирования информа­ции в кратковременной памяти показали, что акустическое кодирова­ние для нее не является единственным. Познер и его коллеги показали, что информация может сохраняться в ней и в зрительном коде, а дру­гие исследователи экспериментально доказали возможность семантиче­ского кодирования (на уровне значения)**.

Однако некоторые авторы критикуют эти данные с тех позиций, что эти типы кодирования не являются для кратковременной памяти ве­дущими и отражают скорее не процессы запоминания, а уже стратегии воспроизведения информации, свойственные долговременной памяти и подключающиеся для выполнения определенных задач.

* Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. — М.: Мир, 1978. ** Солсо Р. Л. Когнитивная психология. — М.: Тривола, 1996.

Надо сказать, что в реальной жизни кратковременная и долговре­менная память тесно связаны между собой, поэтому экспериментально их разделить весьма непросто. Иногда это разделение осуществляется некорректно, что приводит к противоречивым результатам, получен­ным разными авторами.

Материалы экспериментов по изучению внимания натолкнули ученых на идею, что существует еще один вид хранения информации, который был назван сенсорным хранением. Оно осушествлятется без участия сознания на этапе восприятия и практически на уровне рецепторов. Сперлинг показал, что следы зрительных стимулов в сенсорном регистре сохраняются лишь очень короткое время. В течение '/4 секунды (250 мил­лисекунд) наблюдается 100%-ное сохранение информации, а после 700 миллисекунд процент воспроизведения снижается до 20 %. За это вре­мя низшие отделы головного мозга посылают команду о необходимости привлечения внимания высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются*.

Объем хранения в сенсорной памяти зависит от стимуляции, но он гораздо больше объема кратковременной памяти. Считается, что инфор­мация в сенсорной памяти сохраняется с фотографической точностью, но она не поддается контролю со стороны субъекта. Для зрительных стимулов такой вид памяти называют иконической, а для акустических стимулов — эхоической.

И коническая и эхоическая память различаются по длительности хра­нения. Выше уже упоминалось, что время хранения в иконической па­мяти не превышает 700 миллисекунд. Эксперименты Дарвина и других исследователей** показали, что длительность хранения в эхоической памяти находится в интервале от 250 миллисекунд до 4 секунд, а объем равен примерно 5 единицам.

Поскольку иконическое и эхоическое хранение информации не за­висит от сознательной деятельности субъекта, оно обычно рассматри­вается как этап привлечения внимания и направления восприятия.

Итак, кратковременная память — это сиюминутное хранение инфор­мации, работа с постоянно поступающими стимулами внешней среды, составляющими наше настоящее.

* Солсо Р. Л. Когнитивная психология. — М.. Тривола, 19%. ** Там же.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал