![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы, определяющие продуктивность произвольного запоминания
Механическое и осмысленное запоминание. Продуктивность запоминания зависит от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании информация откладывается точ- * Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. **Тамже. но в таком порядке и точно в таком виде, в каком она воспринималась, без каких-либо преобразований. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную близость объектов запоминания. Оно неэкономно, требует многих повторений, и человек не всегда может припомнить к месту и ко времени механически заученный материал. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического, оно требует от человека значительно меньших усилий и времени и более действенно. Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Каждое наименование плана — это обобщенный заголовок определенной части текста. Переход от одной части к следующим частям — это логическая последовательность основных мыслей текста. Полезным приемом осмысления материала является сравнение, то есть нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и пр. Осмыслению материала помогают также его конкретизация, пояснение общих положений, правил и т. п. Прочность запоминания во многом зависит от повторения. Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого перед заучивающим ставятся разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т. д. Пассивное же повторение соответствует механическому заучиванию, которое гораздо менее эффективно. Продуктивность запоминания зависит также и оттого, как организован процесс заучивания. Еще в экспериментах Г. Эббингауза было показано, что повторение может быть по-разному распределено во времени, и от этого тоже зависит продуктивность запоминания. При заучивании списков бессмысленных слогов оказалось, что если испытуемые повторяли материал в течение нескольких дней, то полное запоминание этих списков достигалось быстрее, чем в случае, когда повторения следовали одно за другим. Первый способ заучивания получил название распределенного повторения, а второй — концентрированного. Преимущество распределенного повторения перед концентрированным объясняется разными причинами. Прежде всего важную роль играет фактор утомления. Длительные повторы ведут к ослаблению концентрации внимания, и тем самым снижается продуктивность. Кроме того, утомление снижает и мотивацию. На результаты произвольного запоминания влияет объем материала. В экспериментах Р. Вудвортса* показано, что с увеличением объема материала для запоминания увеличивается не только время, необходимое для сохранения в памяти всей информации, но и время, затрачиваемое на запоминание отдельных элементов, то есть снижается скорость заучивания. Кроме того, на продуктивность запоминания влияет осмысленность материала. Еще в исследованиях Г. Эббингауза было показано, что осмысленный материал запоминается лучше и прочнее, чем бессмысленный**. Р. Вудвортс в своих исследованиях приводит следующие данные (табл. 3.1). Таблица 3.1 Зависимость скорости запоминания от осмысленности материала* * *
Существует также запоминание в целом и по частям. При запоминании в целом материал заучивается целиком, от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При частичном заучивании материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Экспериментальная проверка эффективности этих способов заучивания не обнаружила безусловного преимущества какого-либо одного • Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. — М.: Московский психо-лого-соииальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. *• Там же. •*• Там же. из них. При определенных условиях каждый из них имеет свои преимущества. Основными факторами являются объем материала, его осмысленность и связанность. Так, при заучивании в целом большого объема информации требуется много усилий и просходит снижение мотивации. При заучивании по частям усилий тратится меньше, а промежуточные успехи подкрепляют мотивацию. Целостный метод продуктивен, когда запоминаемый материал осмысленный, хорошо структурированный и небольшой по объему. Также установлено, что продуктивность целостного заучивания зависит от интеллекта индивида. Нередко применяется комбинированный способ заучивания, представляющий собой сочетание целостного и частичного. Чаще всего он используется при заучивании больших объемов осмысленного материала. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, в зависимости от его объема и характера, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего он снова читается целиком.
|