![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Забывание
Несмотря на то что мы говорили о неограниченном объеме долго-воременной памяти, всем хорошо известно явление забывания, то есть невозможности извлечь из памяти ранее запомненный материал. Еще в работах Г. Эббингауза* было показано, что заученный материал со временем стирается из памяти, и это было проиллюстрировано знаменитой кривой Эббингауза, которую мы уже рассматривали выше. Тогда же для объяснения явления забывания была предложена теория затухания. По этой теории в результате восприятия и обработки информации в нервной системе формируется «след» — изменение в нервной ткани. Этот след постепенно стирается, если информация больше не используется. Однако, несмотря на свою логичность и привлекательность, теория затухания подверглась критике по следующим основаниям. В рамках этой теории невозможно объяснить явление реминисценции. Она также не может объяснить ошибки воспроизведения. Но ос- • Само Р. Л. Когнитивная психология. — М.: Тривола, 1996. новным аргументом против теории затухания было следующее: она не могла адекватно объяснить тот факт, что на забывание оказывают влияние события, следующие непосредственно за заучиванием. Наиболее известным экспериментом в этой области стало изучение сохранения бессмысленных слогов во время сна и бодрствования. Оказалось, что те испытуемые, которые спали сразу после заучивания стимул ьного материала, воспроизводили его лучше, чем те, которые после заучивания бодрствовали и были заняты какой-то деятельностью. Согласно теории затухания, во время сна должно было наблюдаться частичное стирание следов заученной информации, и, соответственно, воспроизведение должно было ухудшиться. На самом деле оказалось, что новая информация, которую получали испытуемые во время бодрствования, оказала негативное влияние на сохранение старой информации. Это явление получило название интерференции. Интерференция проявляется либо в потере информации под воздействием поступающего следом нового материала, либо в ее искажении, вызванном сохраненной старой информацией. Эти проявления интерференции называют ретроактивным и проиктивным торможением. Ретроактивное торможение — это забывание или снижение продуктивности воспроизведения уже заученного материала под влиянием нового. Существует ряд факторов, влияющих на выраженность ретроактивного торможения. Оно особенно сильно проявляется тогда, когда деятельность в промежутке между заучиванием и воспроизведением схожа с первоначальным заучиванием. Аналогичными могут быть как сам материал для заучивания, так и совершаемые операции. Например, если в задании по заучиванию были буквы, а после *а-учивания испытуемый выполнял задание по поиску определенных букв в таблице, то здесь мы имеем сходство материала. Если после заучивания букв испытуемому предлагают заучивать цифры, то это будет сходство по операции. Эксперименты показывают, чтолюбой вид сходства дает ретроактивное торможение, но наибольший эффект возникает, когда и в промежуточной, и в основной деятельности присутствуют оба вида сходства. Имеет значение также и длительность промежуточной деятельности, вызывающей ретроактивное тороможение: чем она больше совпадает по времени с первоначальным заучиванием материала, тем выраженнее ретроактивное торможение. Проективное торможение — это ухудшение воспроизведения недавно выученного материала под влиянием информации, выученной перед этим. Проактивное торможение также вызывается сходством материала и деятельности. Есть предположение, что интерференции больше подвержена эпизодическая память, чем семантическая. Так, в семантической памяти хранится информация, которая никогда не забывается, какой бы объем новых знаний мы ни приобрели. Например, знание таблицы умножения, времен года и месяцев, дней недели и т. п. В то же время мы легко забываем события, произошедшие несколько дней назад, под влиянием новых впечатлений. Необходимо отметить, что забывание протекает во времени неравномерно. Из кривой забывания Г. Эббингауза видно, что наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Так, опыты Эббингауза показали, что через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56 %, в дальнейшем этот процент уменьшается. Забывание осмысленного материала подчинено той же закономерности. Есть данные о том, что студенты правильно воспроизводят основное содержание лекции сразу после ее прочтения, в объеме 65 %; спустя 3—4 дня после лекции воспроизводится 45, 3 % основного содержания; спустя 1 неделю — 34, 6 %; спустя 2 недели — 30, 6 %; спустя 8 недель — 24, 1 %. Эти данные верны в том случае, когда материал после восприятия не подвергается умственной обработке, то есть когда он воспринимается пассивно. Для сохранения его в памяти необходимы повторение и активная работа с ним. Забывание может быть обусловлено различными заболеваниями нервной системы, а также травмами. Если мы утомлены, то процесс забывания протекает быстрее. Причиной его может быть также действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале. На забывание также могут оказывать влияние эмоциональная окраска информации и мотивация запоминающего субъекта. В частности, 3. Фрейдом было описано явление вытеснения травмируюшей инфор- мации из сознания в область бессознательного*. При этом происходит забывание этой информации. Правда, Фрейд считал, что она не исчезает, а просто не имеет доступа в сознание, ее можно извлечь из подсознания, используя специальную методику свободных ассоциаций.
|