Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспроизведение
Под воспроизведением понимается процесс извлечения сохраненной информации из памяти. Практически обо всех процессах и явлениях памяти мы судим по воспроизведению. Так, рассматривая выше факторы продуктивности запоминания, мы могли судить о них по результатам воспроизведения запомненной информации. Поэтому разделить процессы запоминания и воспроизведения в реальной жизни практически невозможно. Процесс вопроизведения рассматривается еще и как извлечение необходимой информации из долговременной памяти и перевод ее в оперативную память для решения какой-либо конкретной задачи в конкретный момент времени. Обычно различают произвольное и непроизвольное воспроизведение. При непроизвольном воспроизведении человек не ставит себе специальной цели что-то вспомнить. Оно связано с деятельностью субъекта в данный момент и носит ассоциативный характер. Например, разговаривая с каким-то человеком, мы можем вспомнить какие-то события, связанные с ним, но не имеющие отношение к теме данного разговора. Произвольное воспроизведение обычно называют припоминанием. При припоминании субъект имеет цель вспомнить ту или иную информацию. Значительную роль в припоминании играет контекст, то есть обстоятельства, при которых происходило запоминание. Воспроизведение — активный процесс, в ходе которого запомненный материал тоже подвергается активной переработке — реконструкции. При реконструкции осуществляются отбор главного материала и отсев второстепенного, обобщение, изменение последовательности изложения и пр. Обычно реконструкция определяется особенностями задачи воспроизведения, эмоционального отношения к припоминаемому материалу, уровнем его осмысления. По величине отсрочки между заучиванием информации и воспроизведением различают непосредственное и отсроченное воспроизведение. Экспериментальные данные показывают, что для эффективности отсроченного вопроизведения имеют значение количество повторений заученного материала и правильное распределение их во времени. Мы об этом говорили уже в разделе, посвященном продуктивности запоминания. К феноменам отсроченного воспроизведения относят явление реминисценции. Проявляется оно в том, что отсроченное воспроизведение бывает более полным и продуктивным, чем воспроизведение непосредственно после заучивания. Обычно это наблюдается при заучивании большого по объему материала и встречается чаще у детей, чем у взрослых. Например, иногда можно наблюдать, как сразу после заучивания стихотворения ребенок делает ошибки при его воспроизведении, но по прошествии нескольких дней он воспроизводит то же самое стихотворение без ошибок и без предварительного повторения. Исследование этого явления показало, что при первом воспроизведении человек в большей степени ориентируется на внешние ассоциативные связи, а при отсроченном воспроизведении большее значение имеет содержание материала. Это связано с тем, что долговременное хранение информации тесно связано с процессами мышления. У взрослых реминисценции встречаются реже в связи с тем, что у них уже при первичном воспроизведении информация подвергается более глубокой переработке. Глубиной переработки можно объяснить итог факт, что наиболее выраженная ремининсценция наблюдается при воспроизведении осмысленного материала, в то время как при воспроизведении бессмысленной информации она наблюдается лишь в редких случаях. У детей это проявляется в том, что менее интересный для них материал дает меньшую реминисценцию по сравнению с более интересным. Кроме активного припоминания, необходимо отметить и такой важный процесс, как узнавание. При узнавании припоминание происходит при непосредственном предъявлении человеку запомненного и хранящегося материала. Например, если человеку, давно закончившему школу, дать задание вспомнить всех своих одноклассников, то велика вероятность, что он не сможет назвать всех. Но если мы этому же человеку покажем фотографию его класса, то он узнает и назовет гораздо больше людей, чем смог припомнить до этого. Экспериментально было показано, что объем припоминания меньше, чем объем узнавания. Принципиальное отличие узнавания от припоминания заключается в том, что при узнавании имеется воспринимаемый в данный момент объект, который запускает механизм извлечения информации из памяти. Во время припоминания объект отсутствует и идет активный его поиск в долговременной памяти. Точность и скорость узнавания зависят от материала, его осмысленности и других характеристик. Было установлено, что хорошо знакомый материал узнается точнее, а осмысленный материал — быстрее. В процессе воспроизведения могут также наблюдать ошибки. Обычно различают контаминацию и конфабуляцию. Под контаминацией подразумевают процесс, при котором информация, подлежащая запоминанию, смешивается с другой. Обычно наблюдается в случае, если элементы в чем-то схожи. Конфабуляция — это домысливание, воспроизведение событий, которых не было в действительности.
|