![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Запоминание
Запоминание может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, оно происходит само собой, без специальных усилий со стороны человека и чаше всего является побочным результатом деятельности, направленной на решение какой-либо другой задачи. * Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. — М: Мир, 1978. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, прочитанных книг и т. п. При этом не все запоминается одинаково хорошо. Лучше всего в памяти откладывается то, что имеет жизненно важное значение для человека и касается непосредственно его потребностей и интересов. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер и определяется отношением данного человека к окружающей действительности. Так, например, на один и тот же вопрос о том, что было интересного во время прогулки по парку, ребенок будет вспоминать о качелях и других развлечениях, а взрослый вспомнит встретившихся ему знакомых людей. Продуктивность непроизвольного запоминания зависит от того, насколько материал актуален для текущей деятельности человека. Если материал входит в содержание основной цели, он запоминается лучше, чем если он содержится в условиях и способах достижения этой цели. Например, непроизвольное запоминание лучше, когда материал вызывает активную умственную работу над ним. Так, исследования непроизвольного запоминания текста школьниками в условиях задачи на понимание его содержания, проведенные П. И. Зинченко*, показали, что легкий текст запоминается хуже, чем текст средней сложности. Это связано с тем, что сложный для понимания текст подвергается более глубокой и активной переработке. Для продуктивности непроизвольного запоминания важна не только связанность с достижением какой-либо цели, но и актуальность этой цели. В исследованиях Б. В. Зейгарник было показано, что испытуемые лучше помнят не завершенное ими дело, чем работу, выполненную до конца**. Тульвинг и его сотрудники выдвинули принцип специфичности кодирования, согласно которому то, что сохраняется в памяти, всегда тесно связано с ситуацией, в которой оно запомнилось***. Поэтому извлекать что-либо из памяти всегда легче в том контексте, в котором произошло * Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. *• Там же. *•* Там же запоминание. Это мы знаем из своего опыта, когда для того, чтобы вспомнить что-то. мы стараемся воссоздать в памяти и все другие события и обстоятельства, происходившие в тот момент. В связи с этим важна и эмоциональная окраска запоминаемых ситуаций. Сильные эмоции, сопровождающие то или иное событие, могут вызывать более прочное запечатление, чем события, не вызывающие никакого эмоционального отклика. При непроизвольном запоминании имеет значение повторение информации. Часто повторяющиеся события также запоминаются лучше, чем одиночные. Произвольное запоминание отличается от непроизвольного тем, что человек ставит себе специальную задачу запомнить конкретный материал. При этом он может использовать различные приемы, облегчающие запоминание. Поэтому произвольное запоминание - это сложная уметенная деятельность, подчиненная задаче сохранить в памяти определенную информацию и включающая в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы наилучшим образом достичь этой цели. Поставленная цель — запомнить — играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. При прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного, непроизвольного запоминания. Несмотря на то что мы говорили о важности повторения для запоминания, многое из того, с чем мы сталкиваемся неоднократно, не запоминается нами, если мы не ставим перед собой задачи запомнить это. И в то же время, если поставить перед собой эту задачу и выполнить все необходимые для ее реализации действия, запоминание протекает успешно и оказывается достаточно прочным. Большое значение при этом имеет постановка не только общей задачи (запомнить то, что воспринимается), но и частных, специальных задач. В одних случаях, например, ставится задача запомнить только основное, главные мысли, наиболее существенные факты, в других — запомнить дословно, в третьих — точно запомнить последовательность фактов и т. д. Постановка специальных задач оказывает существенное влияние на запоминание, это даже может привести к тому, что весь процесс сохранения информации в памяти существенно изменится. Тем не менее в ряде случае непроизвольное запоминание может быть эффективнее произвольного. Исследования Д. А. Смирнова показали, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем намеренное: информация, которую испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деятельности, лучше откладывалась в их памяти, чем та, которую они старались запомнить специально*. Практически те же результаты были получены в исследованиях на другом материале П. И. Зинченко, который уточнил в своем эксперименте, что непроизвольное запоминание наиболее эффективно тогда, когда запоминаемый в процессе деятельности материал является объектом действий субъекта, но задача его запомнить не стоит**. Он провел следующий эксперимент. Двум группам испытуемых предлагались наборы карточек, на каждой из которых был изображен какой-либо предмет и цифра. Первой группе предлагалась задача на классификацию предметов, изображенных на карточках, а второй группе нужно было расположить карточки на специальной схеме согласно указанным на них цифрам. По окончании выполнения заданий испытуемым предлагалось вспомнить, что было изображено на карточках. Ни одной из групп не ставилась задача на запоминание ни предметов, ни цифр. В результате эксперимента выяснилось следующее. В первой группе, где испытуемые классифицировали предметы, они лучше запомнили предметы, а во второй группе, где испытуемым пришлось работать с цифрами, они лучше запомнили цифры. Таким образом, материал, который включен в активную деятельность и является объектом действий, оставляет более прочные следы в памяти, хотя перед участником эксперимента не ставится задача запомнить.
|