![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Другие виды памяти
Исследования показали, что информация, попадающая в кратковременную память, не хранится пассивно до ее перехода в долговременную * Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. — М.: Мир, 1978. память. Она активно удерживается путем повторения и перекодируется, прежде чем перейти на долговременное хранение. В 80-е годы прошлого века Аткинсоном и Шифрином было введено понятие оперативной памяти как части кратковременного хранилища, выполняющего функцию переработки поступившей информации*. В отечественной психологии в исследованиях В. П. Зинченко и его коллег** было также показано существование оперативной памяти, которая «обслуживает» выполнение конкретного действия. В оперативную память поступает информация и из кратковременного хранилища, и из долговременной памяти. Поскольку конкретное действие развернуто во времени, то необходимо иметь некий образ для его выполнения. Оперативная память и презназначена для формирования такого образа и его коррекции под влиянием постоянно поступающей информации из внешней среды. Основные характеристики оперативной памяти: объем, скорость воспроизведения, точность, длительность хранения — зависят от деятельности, осуществляемой субъектом в данный момент. Необходимо также упомянуть и о том, что память различается по типу психической активности, который она обслуживает. Таким образом, принято выделять двигательную, или моторную, память, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Моторная память, или двигательная память, функционирует в большинстве случаев на неосознаваемом уровне и отвечает за различного рода движения. Но моторный компонент является также необходимым элементом практически всех когнитивных процессов, начиная от обеспечения настройки и готовности органов восприятия до участия в запоминании и дальнейшей переработки информации. Простейший пример участия моторики в запоминании —это необходимость артикуляции, то есть проговаривания про себя. Эксперименты показали, что обездвиживание голосовых связок делает практически невозможным запоминание, а иногда и понимание иностранных слов, хотя при этом испытуемый прекрасно их слышит и видит. Поэтому неслучайно, что обязательным компонентом обучения языку является аудирование. * К/шцки Р. Память человека. Структуры и процессы. — М.: Мир. 1978. ** Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК.», 2000. Образная память подразделяется, согласно сенсорным модальностям, на зрительную, слуховую, тактильную, вкусовую и обонятельную. Все эти виды памяти тесно взаимодействуют между собой, но у разных людей могут быть выражены по-разному и часто проявляются в их профессион& аьной деятельности. Например, у художников обычно хорошо развита зрительная память, у музыкантов — слуховая, у кулинаров — вкусовая и т. п. Существует еще один вид памяти — это память о своей памяти, пли метапамять. Боринг и Ки в своих исследованиях процесса развития памяти показали, что с возрастом человек приобретает знании о свойствах собственной памяти и вырабатывает свои эффективные стратегии запоминания*.
|