![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная и возрастная психологии и социальная педагогика
Предметом изучения социальной психологии являются закономерности поведения и деятельности людей, которые обусловлены их объединением в социальные группы, а также характеристика этих групп с психологической точки зрения. Социальная педагогика использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социализации и вик-тимологии, разрабатывая психологию и методику социального воспитания. Социальная педагогика связана и с такими отраслями психологической науки, как психология девиантного поведения, психология семьи, специальная психология и др. Этнография изучает бытовые и культурные особенности народов. Этнопсихология – отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Социальная педагогика, исследуя социализацию человека, опирается на данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека; о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т. д. Для развития социальной педагогики в последние годы особенно важны данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения: рождаемости, смертности, миграции. Социальная педагогика тесно связана с дефектологией. Это наука о психофизиологических особенностях аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. Дефектология изучает также проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, а также со сложными дефектами (например, слепоглухота, сочетание слепоты и умственной отсталости и т. п.). Предмет и объект СП и её место в структуре пед.наук. Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни. Существуют различные определения социальной педагогики. В.Д. Семенов называет ее наукой о воспитательных влияниях социальной среды. По мнению X. Мискеса, социальная педагогика – это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах. С точки зрения А.В. Басова, социальная педагогика – это наука, исследующая влияние социальных факторов среды на социализацию подрастающего поколения, разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий по оптимизации воспитания на уровне личности, группы и территории с учетом конкретных условий социальной среды. А.В. Мудрик определяет социальную педагогику как отрасль педагогики, исследующую социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.). В обобщ.виде, соц.пед. – наука комплексная, интегративная, кот. рассм-т: -отн-е ч-ка и социума, -ф-ры, способы и методы соц-ции личн., ее адапт. к среде обит.. –рассм-т возм-ти выявления умнож. и использ.пед. потенциала социума (семья, предпр., ограниз., частные лица) в целях разв. личн. и гармонизации отн-й субъектов соц. среды. ОБЪЕКТ – проц. развития ч-ка в социуме на основе всей совокупн. его соц. взаимодействий. Объект социальной педагогики имеет неоднозначные толкования: ✓ по мнению Г.Н. Филонова — это процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий; ✓ Л.И. Аксенова — " особая сфера социальной действительности, в которой осуществляется социально и личностно детерминированная деятельность, направленная на педагогизацию социально- культурной среды и регулирование социальных отношений"; ✓ М.А. Галагузова и др. — ребенок. Предметом социальной педагогики является социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации. Предметом социальной педагогики выступают педагогические аспекты социализации человека, его адаптации в социуме и интеграции в общество. Социальная педагогика изучает цели, содержание, сущность, принципы, методы и формы социального воспитания; условия и способы, стимулирующие социальное становление личности, взаимодействие человека и социума, его становление как полноценного члена общества, развитие его сущностных сил, дарований, способностей к интеграции в общество и адаптации в меняющихся условиях социальной среды. Предмет социальной педагогики также имеет различные трактовки. Это: ✓ взаимодействие личности и среды (Л.И. Аксенова); ✓ закономерности социализации ребенка (М.А. Галагузова и др.). Предложенные подходы к определению социальной педагогики как отрасли знания исходят из того, что в нашем столетии педагогика в целом объективно становится отраслью интегративного знания. Это связано с тем, что значительное развитие получили такие отрасли знаний о человеке и обществе, как психология (в частности возрастная и социальная), этнология, социология и многие другие, данные которых существенно расширили представления об объективных процессах и закономерностях развития человека в социуме.
|