Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы социализации (такие обст-ва, при кот созд усл для протекан процессов социализац).
К мегафакторам социализации относят планету, мир, космос. Социализация человека происходит под влиянием мировых, планетарных процессов: экологических, демографических, экономических, военно-политических. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни и, следовательно, социализации всего населения земного шара. Космос оказыв наиболее глобальное и практически неизученное влияние на социализацию человека. Страна, общество, государство являются макрофакторами социализации. Страна – Природно-климатические условия стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Так, климат влияет на активность человека: слишком жаркий парализует энергию, слишком холодный отвлекает часть энергии на борьбу за поддержание существования. Географические условия влияют на плотность населения, рождаемость, распространенность тех или иных видов труда, на состояние здоровья людей и т.д. Общество – совокупность сложивш в стране соц отнош между людьми, структуру кот составл семья, сословия, возрастн гр, а также гос-во. В каждом обществе объективно складыв специфич усл для социализац чел на каждом возрастн этапе. Эти усл опр уровнем эконом, соц-политич и культурн развит общества. Государство – совокупн взаимосвяз учрежд и организац, осуществляющ управл обществом. Наиболее последовательно государство влияет на социализацию подрастающих поколений через создание специальной системы воспитательных институтов. К мезофакторам социализации относят этнос, регион, тип поселения, средства массовой коммуникации. Под этносом понимается исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Каждый этнос имеет специфические черты и свойства, совокупность которых образует национальный характер или психический склад этноса, проявляющиеся в национальной культуре. Влияние региональных условий на социализацию имеет различный характер. Социально-экономическая и культурная развитость региона создает более или менее благоприятные условия для профессионального определения и профессиональной мобильности, для социального и культурного развития и самореализации населяющих его людей. Город – тип поселения, для которого характерны концентрация большого числа людей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой деятельности. Сельские поселения являются эффективным фактором социализации, поскольку в них достаточно силен социальный контроль жизнедеятельности человека со стороны его окружения, стабилен состав жителей, слаба социально-профессиональная и культурная дифференциация, характерны тесные родственные и соседские связи. Средства массовой коммуникации (СМК) – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), которые осуществляют распространение информации на количественно большие, рассредоточенные аудитории. Микрофакторами социализации являются семья, институты воспитания, группы сверстников, микросоциум, организации (в том числе религиозные). Семья – важнейший институт социализации, т. к. являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни Институты воспитания – это специально создаваемые обществом и государством организации, основной функцией которых является целенаправленное планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и (или) определенного социально-профессионального слоя. Группа сверстников является важным фактором социализации. Потребность в общении со сверстниками существует в любом возрасте. Микросоциум. – это ближайшее пространство и социальное окружение, в которых протекает жизнь человека и которые непосредственно влияют на его развитие. Религиозные организации Механизмы социализации. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие. Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения Институциональный механизм социализации. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Существует несколько социально-психологических механизмов социализации: 1) идентификация — отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация — процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола; 2) подражание — сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.); 3) внушение — воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается; 4) фасилитация — стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»); 5) конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении
|