Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы социологического исследования в качественной парадигме 4 страница






1. Опишите специфику этнографического типа социологического исследования.

2. В чем состоят основные идеи этого подхода?

3. Опишите основные черты исследовательской стратегии «case study».

4. Опишите виды «case study» по критерию «цель исследования».

5. Опишите виды «case study» по критериям «характер случая» и «количество случаев».

6. Опишите комплексную классификацию «case study» и исследовательские задачи, которые решаются в рамках выделенных типов.

7. Назовите основную идею исследования типа «grounded theory».

8. Укажите критерии «хорошего» качественного исследования типа «grounded theory».

9. К какому направлению качественных исследований относится этот тип?

10. Опишите логику исследования типа «grounded theory», ее основные элементы.

11. Что такое «парадигма кодирования» в «grounded theory», из каких элементов она состоит?

12. Чем «устная история» отличается от «истории жизни»?

13. В чем состоят классический и интерпретативный подходы к историям жизни?

14. Назовите различия между реалистическим и нарративным подходом к историям жизни.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

1. Альмодавар Жан-Пьер. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа // Вопросы социологии. 1992. № 1/2.

2. Берто Даниэль, Берто-Вьям Изабель. Наследство и род: трансляция и социальная мобильность на протяжении пяти

поколений // Вопросы социологии. 1992. № 1/2.

3. Берто Даниэль. Полезность рассказов о жизни для реалистичной и значимой социологии//Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ. Материалы Международного семинара. Санкт-Петербург, 14-17 ноября 1996 г. СПб., 1997.

4. Биографический метод. История, методология, практика. М.: Институт социологии РАН, 1994.

5. Бургос Мартина. История жизни. Рассказывание и поиск себя // Вопросы социологии. 1992. № 1/2.

6. Журавлев В. История жизни бомжа // Судьбы людей: Россия XX век. М.: Институт социологии РАН, 1996.

7. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999.

8. Козина И.М. Особенности применения стратегии «исследование случая» при изучении производственных отношений напромышленных предприятиях // Социология. 4 М. 1995. Т.5-6, '1995.

9. Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи (голоса из хора). М.: Институт философии, 1996.

10. Мещеркина Е. Введение в антологию мужской жизни // Судьбы людей: Россия XX век. М.: Институт социологии РАН, 1996.

11. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. «Делать знакомое неизвестным»: этнографический метод в социологии/ / Социологический журнал. 1998. № 1/2.

12.Романов П.В. Социологические интерпретации менеджмента. Саратов: Саратовский гос. техн. университет, 2000.

13.Руус И.П. Контекст, аутентичность, референциальность, рефлексивность: назад к основам автобиографии // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ. Материалы Международного семинара. Санкт-Петербург, 14-17 ноября 1996 г. СПб., 1997.

14. Страусе Ансельм, Корбин Джульет. Основы качественного исследования. Обоснованная теория, процедуры и техники. М.: УССС, 2001.

15. Томпсон Пол. История жизни и анализ социальных из-

менений // Вопросы социологии. 1993. № 1/2.

16. Хоффман Алис. Достоверность и надежность в устнойистории // Биографический метод. История, методология, практика. М.: Институт социологии РАН, 1994.

17. Фотеева Е. Социальная адаптация после 1917 года: жизненный опыт состоятельных людей // Судьбы людей: Россия XX век. М.: Институт социологии РАН, 1996.

18. Этнография и смежные дисциплины, этнографические субдисциплины. Школы и направления, методы. М.: Наука, 1988.

19. Denzin N., Lincoln Y. Introduction: entering the field of qualitative research/Ed, by N.Denzin and Y.Lincoln. Thousand Oaks; Sage, 1994.

20. Robson C. Real World Research: a Resource for Social Scientists and Practitioner-Researches. Blackwell; Oxford, 1993

21. Plummer K. Documents of life. An Introduction to the problems and literature of a humanistic method. London, Unwin Human LTD, 1990.

22. Strauss A. Analitative analysis for social scientists. Cambridge University Press, 1989.

23. Hummersly Martin and Atkinson Paul. Ethnography Principles in practice. Second bolition. London and New York, 1993.

24.Jin R.K. Case study Research: Design and Methods. Sage Publication Inc, USA, 1989.


 

[1] Ряд авторов (Д.Берто, В.Семенова) выделяют еще и историю семьи как самостоятельную исследовательскую стратегию. На наш взгляд, этот тип очень близок к исследовательской стратегии «история жизни», хотя объект изучения в ней - не отдельный индивид, как в «истории жизни», но семейная ячейка, взятая в единстве ее внутрисемейных связей.

[2] Границы между этими антропологиями достаточно условны и зависят от традиций той или иной научной школы: американской, английской, российской и т.д.

[3] Подробнее см.: Романов П.В.. Ярская-Смирнова Е.Р. «Делать знакомое неизвестным»: этнографический метод в социологии // Социологический журнал. 1998. № 1-2.

[4] Denzin N., Lincoln Y. Introduction: entering the field of qualitative research/ Ed. by N.Denzin and Y.Lincoln. Thousand Oaks; Sage, 1994. P. 16.

[5] Clifford. The Predicament of culture: Twentieth Century Ethnography, Literature and Art. Cambridge, Mass; L.. 1988.

[6] Вместе с тем сегодня в литературе встречается употребление термина «этнографический подход» в социологии как синонима «качественного подхода» вообще.

[7] Plummer К. Documents of life. An Introduction to the problems and literature of a humanistic method. London, Unwin Human LTD, 1990. P.52.

[8] Hummersly Martin and Atkinson Paul. Ethnography Principles in practice. Second bolition. London and New York. 1993. P.81.

[9] Robson С. Real World Research: a Resource for Social Scientists and Practitioner-Researches. Blackwell; Oxford, 1993.

[10] Aborlaphia M. Creating the markets: Yoll-Street opportunism and restraint, MIT, 1998.

[11] Jin R.K. Case-study Research: Design and Methods. Sage Publication Inc, USA, 1989. P.50.

[12] Здесь термин С. Робсона «систематическое наблюдение» идентичен термину «структурированное, невключенное наблюдение», который чаще используется в социологической литературе.

[13] Такая логика, мы помним, характерна для классического социологического исследования.

[14] Robson С. Ibid. P. 141.

[15] Козина И.М. Особенности применения стратегии «исследование случая» (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии // Социология - 4 М. 1995. №5-6.

[16] Страусе Ансельм, Корбин Джульет. Основы качественного исследования. М.: УРСС, 2000. С.21.

[17] Термин «мысленный эксперимент» здесь означает систему мысленных процедур, проводимых над идеализированными объектами.

[18] Strauss Anselm L. Analitative analysis for social scientists. Cambridge University Press, 1989. P.6.

[19] Страусе Ансельм, Корбин Джульет. Указ. соч. С.211.

[20] Strauss A. Ibid. P.23.

[21] Strauss A. Ibid. P.23.

[22] Strauss.A. Ibid. P.24.

[23] Strauss A. Ibid. P.30.

[24] Floeth Thomas. Analitative Analysis for field Research. Manuscript. 1996. P.31.

[25] Мы уже рассказывали о первом этапе этого исследования в теме 2 части I.

[26] Стратегия «обоснованной теории» может использоваться и для обработки уже собранных интервью, когда коды, полученные из данных первых интервью, потом сравниваются с данными последующих интервью.

[27] Бургос Мартина. История жизни: рассказывание и поиск себя // Вопросы социологии. 1992. № 1-2. С. 124.

[28] Хоффман Алис. Достоверность и надежность в устной истории // Биографический метод. История, методология и практика. М.: Институт социологии РАН, 1994. С.47.

[29] Томпсон Пол. История жизни и анализ социальных изменений // Вопросы социологии. 1993. №1/2. С. 129.

[30] Хоффман Алис. Указ. соч. С.44.

[31] Бургос Мартина. Указ. соч. С. 125.

[32] Берто Даниэль. Полезность рассказов о жизни для реалистичнойи значимой социологии // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ. Материалы Международного семинара, Санкт-Петербург, 14-17 ноября 1996 г. СПб., 1997. С.15.

[33] Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи (голоса из хора). М.: Институт философии, 1996. С.17.

[34] Козлова Н.Н. Указ. соч. С.18.

[35] Цит. по: Томпсон Пол. Гуманистическая традиция и жизненные истории в Польше // Биографический метод. История, методология, практика. М.: Институт социологии РАН, 1994. С.57.

[36] Берто Даниэль. Указ. соч. С. 14.

[37] Бургос Мартина. Указ. соч. С. 124.

[38] Руус Й.П. Контекст, аутентичность, референциальность, рефлексивность: назад к основам автобиографии // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ... С.7.

[39] Конечно, существуют приемы, делающие рассказ более аутентичным, правдоподобным, однако, как правило, в автобиографиях они практически не применяются - это делают чаще всего профессиональные писатели.

[40] Это может быть и история одной семьи.

[41] Берто Даниэль, Берто-Вьям Изабель. Наследство и род: трансляция и социальная мобильность на протяжении пяти поколений // Вопросы социологии. 1992. № 1/2. С.119.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал