![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выбор материала и определение допускаемых напряжений
Зубчатые колеса в большинстве случаев изготавливают из углеродистой или легированной стали. При выборе марок стали, учитывают назначение и тип передачи, требования к габаритам и массе, технологию изготовления, экономическую целесообразность. Некоторые стали, рекомендуемые для зубчатых колёс, виды их термообработки и механические свойства приведены в табл. 3.1. В зависимости от твёрдости, определяемой технологией изготовления, стальные колёса разделяются на две группы: 1) Зубчатые колёса с твёрдостью HB< =350. Применяются в мало- и средненагруженных передачах. 2) Зубчатые колёса с твёрдостью HB> 350, применяются в высоконагруженных, склонных к заеданию зубьев передач. С целью лучшей приработки зубьев и повышения КПД необходимо назначить для шестерни твёрдость на 20-50 единиц HB выше, чем для колеса. Допускаемые контактные напряжения для каждого из зубчатых колёс
При проектировочных расчётах по ГОСТ 21354 принимают
где Выбираем сталь 40X для изготовления зубчатых колёс. Данные приведены в таблице 2.
Таблица 2- свойства стали 40Х.
По формуле (3.1) определяем допускаемые контактные напряжения:
В качестве допускаемого контактного напряжения, принимают для проектировочного расчёта меньшее из двух определённых значений - для прямозубого зацепления. Допускаемое напряжение на выносливость зубьев при изгибе
Где
Определив все величины и коэффициенты, входящие в формулу, находим
3.2 Проектировочный расчёт передачи на выносливость при изгибе
Открытые передачи рассчитывают только на выносливость зубьев при изгибе, так как абразивный износ поверхности зубьев происходит быстрее, чем усталостное контактное выкрашивание.
где
Полученное значение округляем до стандартного по таблице 3.5[1] Для стандартного значения определяем начальные диаметры шестерни и колеса. Определяем межосевое расстояние. Определяем окружную скорость.
где ω 1 – угловая скорость на валу шестерни, с-1, Определяем рабочую ширину венца шестерни и колеса.
3.3 Проверочный расчёт открытой зубчатой передачи Расчётные напряжения изгиба зубьев определяют по формуле с.40 [1]:
где
Определив все величины и коэффициенты, входящие в формулу, находим напряжение изгиба зубьев по формуле (3.4)
Условия прочности выполняются. 3.4 Определение параметров зубчатых колёс Основные параметры цилиндрических зубчатых колёс представлены на рисунке 2. Диаметр окружности вершин зубьев dа, мм для шестерни:
для зубчатого колеса: dа2=dw2+2∙ m=224+2∙ 3, 5=231 мм. Диаметр окружности впадин зубьев df, мм df=dw-2hf df1=63-2∙ 4, 375=54, 25 мм df2=224-2∙ 4, 375=215, 25 мм Высота головки зуба для шестерни и зубчатого колеса ha, мм: ha1=ha2=m=3, 5мм. Высота ножки зуба для шестерни и зубчатого колеса hf, мм: hf1=hf2=1, 25∙ m=1, 25∙ 3, 5=4, 375 мм. Высота зуба h, мм h=ha +hf=3, 5+4, 375=7, 875 мм Толщина обода зубчатого колеса а, мм: а=3∙ m=3∙ 3, 5=10, 5. Диаметр вала под ступицей d=35мм Диаметр ступицы dст, мм dст=(1.6-1.8) dв=1.7∙ 35=59, 5 мм Длина ступицы lст, мм lст=(1.2-1.6)dв=1.5∙ 35=52 мм
Рисунок 2- Основные параметры цилиндрических зубчатых колёс
Толщину диска с, мм,: с=1, 1∙ а=1, 1∙ 10, 5=11, 55 мм. Внутренний диаметр обода Dк, мм,: Dк=df-2∙ а=215, 22-2 ∙ 10.5=194, 22 мм Диаметр отверстия в диске Dо, мм,: Dо=(Dк-dст)/3, 25=(194, 22-59, 5)/3, 25=67, 36 мм. Окружности центров отверстий Dотв, мм: Dотв=(Dк+dст)/2=(194, 22+59, 5)/2=126, 86 мм.
|