Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие №7. Тема:«Гликолиз и глюконеогенез».
Тема: «Гликолиз и глюконеогенез». 2. Форма организации занятия: лабораторное занятие. 3. Значение изучения темы: Знание процессов гликолиза и аэробного окисления глюкозы необходимо для понимания энергетического обеспечения клеток различных тканей в анаэробных условиях и в присутствии кислорода. 4. Цели обучения: - общая: Обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): (ОК-1); (ОК-5). Обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): (ПК-2); (ПК-3); (ПК-4); (ПК-5); (ПК-9); (ПК-17); (ПК-31); - учебная: знать: - Гликолиз, ход реакций, регуляция и значение. - Глюконеогенез. Реакции. Регуляция. Значение. - Глюкозо- лактатный цикл. уметь: - Использовать знание материала данной темы для решения ситуационных задач. - Пользоваться фотоэлектроколориметром. - Определять активность амилазы в сыворотке крови и моче. - Интерпретировать полученные результаты в соответствии с диагностическим значением. владеть: - Навыками лабораторного дела. 5. План изучения темы: 5.1. Контроль исходного уровня знаний: ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ 1. ГЛИКОГЕН В ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ КОЛИЧЕСТВАХ НАКАПЛИВАЕТСЯ 1) в печени и мышцах 2) в желудочно-кишечном тракте 3) в легких 4) в надпочечниках
2. ПРИ РАСПАДЕ ГЛИКОГЕНА МЫШЦ ОБРАЗУЕТСЯ 1) свободная глюкоза 2) глюкозо-6-фосфат 3) мальтоза 4) лактоза
3. ГЛИКОГЕНОЗЫ - ЭТО НАРУШЕНИЕ 1) синтеза гликогена 2) распада гликогена 3) переваривания углеводов 4) унификации углеводов
4. В ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОМ ТРАКТЕ ПРОТЕКАЕТ 1) 1-й этап катаболизма углеводов 2) 2-ой этап катаболизма углеводов 3) 3-й этап катаболизма углеводов 4) все этапы катаболизма
5. ГЕКСОКИНАЗА - ЭТО ФЕРМЕНТ, КАТАЛИЗИРУЮЩИЙ 1) фосфорилирование глюкозы 2) дефосфорилирование глюкозы 3) гидролиз глюкозы 4) метилирование глюкозы Основные понятия и положения темы Гликолиз - это расщепление глюкозы до молочной кислоты в анаэробных условиях. Гликолиз, проходящий в аэробных условиях, называют аэробным. Гликолиз состоит из двух стадий: подготовительной и главной. В подготовительной стадии глюкоза расщепляется с образованием ДОАФ и 3-фосфоглицеринового альдегида, при этом расходуются 2 молекулы АТФ; В главной стадии фосфотриозы превращаются в лактат (молочную кислоту), при этом образуются 4 молекулы АТФ. Синтез АТФ в гликолизе происходит путем субстратного фосфорилирования. Таким образом, анаэробное окисление глюкозы приводит к образованию 2 молекул лактата и 2 молекул АТФ. Ключевыми ферментами гликолиза являются: гексокиназа (начальный фермент), фосфофруктокиназа (лимитирующий фермент), пируваткиназа (фермент, стоящий на развилке). АТФ и цитрат ингибируют фосфофруктокиназу, АДФ - активирует. Достоинства гликолиза: - быстрый процесс; - не требует кислорода, поэтому не зависит от кровотока. Недостатки гликолиза: - малоэффективный процесс; - продуктом гликолиза является лактат, накопление которого в клетках и в крови вызывает метаболический ацидоз. Глюконеогенез - это синтез глюкозы из неуглеводных предшественников (лактата, пирувата, оксалоацетата, глицерина, аминокислот). По направлению реакций глюконеогенез (ГНГ) напоминает гликолиз наоборот. Ключевыми ферментами ГНГ являются пируваткарбоксилаза, фосфоенолпируваткарбоксикиназа, фруктозо-1, 6-дифосфатаза, глюкозо-6-фосфатаза. На образование 1 молекулы глюкозы расходуется 6 макроэргов (4 АТФ и 2 ГТФ). ГНГ локализован в цитоплазме гепатоцитов печени, в клетках коры почек и тонкого кишечника. Значение глюконеогенеза: 1. Является важным источником глюкозы в организме; 2. Удаляет большую часть лактата из клеток и тканей, работающих в анаэробных условиях. Между печенью и мыщцей существует взаимосвязь, так называемый цикл Кори (глюкозо-лактатный цикл). ГНГ усиливают: глюкагон, катехоламины, глюкокортикостероиды, ацетил-КоА, АТФ, цАМФ, Са2+. Тормозят глюконеогенез: инсулин, АДФ, этанол. Возрастные особенности: Соотношение различных путей окисления углеводов у детей существенно отличается от взрослых. Во внутриутробном периоде развития отмечается высокая активность ферментов анаэробного окисления, что связано с относительно низким поступлением кислорода к плоду. В связи с этим у них накапливается избыток молочной кислоты. Этот путь окисления остается достаточно активным во многих тканях новорожденного и ребенка до 1 года. Так, интенсивность процессов анаэробного гликолиза у новорожденных на 30-35% выше, чем у взрослых. Постепенно у детей увеличивается доля аэробных окислительных процессов, возрастает роль цикла трикарбоновых кислот. Активация аэробного пути окисления углеводов происходит с 3-4-х месячного возраста, интенсивность процесса постепенно нарастает. 5.3. Самостоятельная работа по теме: Лабораторная работа:
|