Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические советы






 

Процесс образования и развития Древнерусского государства освещаются исследователями с различных позиций, в чем необходимо разобраться студентам. Особое внимание следует уделить «норманнской теории» и отношению ученых и общественности к этой противоречивой теории.

При подготовке по второму следует обратить внимание на то, что наступление раздробленности не особенность политического и социально-экономического развития Руси, а историческая закономерность для стран, перешедших к феодальному способу производства. В период раздробленности русская государственность не исчезла, а сохранялась в самостоятельных княжествах и землях.

Одна из внешних угроз Руси созрела на Востоке и стала реальной в первой половине XIII в. Необходимо, опираясь на различную литературу, дать оценку этой угрозе и отношениям Руси и государства – Золотой Орды, созданного монголо-татарскими ханами.

Другой реальной угрозой для Руси были западные завоеватели. Следует попытаться разобраться в захватнических целях крестоносцев, в роли новгородцев и князя Александра в отстаивании независимости не только Северо-Западной Руси, но и будущего страны.

В третьем вопросе следует выяснить, – какие предпосылки привели к началу объединительного процесса и почему Москва, в остром соперничестве с другими центрами Руси, стала центром собирания Руси? Необходимо понять роль московских князей в этом процессе и их гибкую политику, как к золотоордынским ханам, так и в отношении русских князей. Сложность объединительного процесса дает возможность понять, почему собирание русских земель растянулось на два века.

 

Темы творческих (научных) работ

1. Проблемы этногенеза восточных славян: точки зрения.

2. «Повесть временных лет»: проблема авторства, причины и источники создания, структура, идейное содержание.

3. Принятие христианства в Древней Руси и его влияние на историческую судьбу России.

4. Соседи Древнерусского государства: Хазарский каганат, Волжская Булгария.

5. Принятие отдельными народами России ислама: причины, процесс, последствия.

6. Формирование различных социокультурных моделей развития древнерусского общества в период политической раздробленности Руси.

7. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

8. Агрессия крестоносцев на северо-западную Русь.


Вопросы для дискуссии

 

1. Что бы вы ответили своему собеседнику, утверждавшему, что раздробленности на Руси могло и не быть, что это явление случайное?

2. Можно ли говорить о политической раздробленностикак о новой форме государственности? Почему «да» или «нет»?

3. Л. Н. Гумилев неоднократно высказывал мысль о том, что главную опасность для Руси представляли не монголы, а западные завоеватели. Ваши аргументы «за» или «против»?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал