Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гуманистический характер социального воспитания в
эпоху Возрождения. С развитием производительных сил в Евро- пе с начала XIV в. формируется новое мировоззрение, получив- шее название гуманистического. В Италии, колыбели европей- ского Возрождения, где оно проявилось особенно ярко, главным в формировании личности становится воспитание гражданина. Первые шаги в практическом осуществлении программы гумани- стического воспитания нового типа были предприняты в 20-е го- ды ХV в. талантливыми итальянскими педагогами Витторино да Фельтре и Гуарино Гуарини. Витторино была создана придвор- ная школа, вошедшая в историю как «Дом (школа) радости». Но и до этого он имел опыт учительствования. В Венеции и Падуе он занимался с богатыми, а на полученные деньги обучал бедных, но талантливых детей. Когда его пригласили к себе домашним учителем маркиза Гонзага, В. Да Фельтре согласился. Гуманисты верили в идею, что благом для общества будет воспитание дос- тойного государя. В Мантуе была организована школа интернат- ного типа. В ней кроме детей мантуанского герцога, на чьи сред- ства она содержалась, и других детей знати, учились еще свыше сорока неимущих учеников. Учитель кормил их за свой счет, ру- ководствуясь принципом равных (соответствующих способно- стям) возможностей в получении образования. Воспитанники на- ходились под постоянным контролем, беспрекословно подчиня- ясь внутреннему порядку. Наказание применялось только за не- послушание, лесть, дерзость или лень. В школе обучались как мальчики, так и девочки, что само по себе было новшеством для того времени. В школе формировался дух дружбы, любви, заботы и взаимопомощи. Витторино да Фельтре был уверен, что лучше предупредить, чем исправлять проступки. Он считал, что важнее нравственно правильно жить, чем хорошо учиться. Дурной человек никогда не станет настоящим ученым. Это была школа воспитания, она не имела профессиональных целей. Помимо образовательных дисци- плин было много физических упражнений и игр. Витторино да Фельтре сам сделал себя сильным и здоровым с помощью спор- тивных занятий. Большое значение уделялось религиозному вос- питанию. Но это было не схоластическое изучение Закона Божье- го, это было практическое благочестие. В детях воспитывали тру- долюбие, умение выносить трудности, презрение к пустым удо- вольствиям и бездействию, уважение к старикам и почитание ро- дителей, учили строить человеческие отношения со сверстниками. Основную цель школы Витторино видел в том, чтобы зало- жить такой фундамент общей культуры, который в дальнейшем позволил бы воспитанникам самостоятельно овладеть специаль- ными предметами. Умение самостоятельно овладевать знаниями гуманисты ставили во главу угла. Главную воспитательную зада- чу педагог, разделяя взгляды «гражданского» гуманизма, видел в подготовке достойных граждан страны. По воспоминаниям его знаменитых учеников, он заявлял, что даже обладающий фено- менальными способностями человек не вправе назвать себя про- сто юристом, врачом, филологом, если он не сознает своих обще- ственных обязанностей. Для нужд школы Витторино да Фельтре просил деньги у богатых горожан. Он помогал бедным, бесплат- но содержал их в учреждении, кормил, одевал. Символом школы стал пеликан, который, согласно легенде, раздирает себе клювом грудь, чтобы накормить птенцов. Близкой по гуманистическому духу, но принципиально отли- чающейся по подходу к содержанию образования, явилась частная школа в Ферраре, куда был приглашен для преподавания педагог высочайшей культуры Гуарино. Он, как и Витторино, потребовал от маркиза, владельца школы, права обучения в ней не только на- следника, но других мальчиков. Девочки в его школе не обучались. Педагогическая цель Гуарино состояла в том, чтобы подготовить своих питомцев к их будущей профессии, что отличало его от Вит- торино. Поэтому при обучении каждого ученика он делал акцент именно на тех предметах, которые будут необходимы в избранной данным учеником профессиональной деятельности. Не менее значимой фигурой общеевропейского гуманисти- ческого движения в формировании научного педагогического знания был испанский философ, психолог и педагог Хуан Луис Вивес. В попытке создать опытную науку Вивес обосновал фило- софскую концепцию, предвосхитившую учение Фрэнсиса Бэкона. Природа, по его мнению, может быть познана только экспери- ментальным путем, посредством наблюдений и опыта. Точно так же познается и природа человека. Многолетняя деятельность Ви- веса в качестве школьного учителя и преподавателя университе- тов во Франции и Англии позволила выдвинуть ряд важных для педагогической прогностики положений, изложенных в его сочи- нении «О науках». Вивес первый из гуманистов обратил внима- ние на появление в тот период так называемых «школ для бед- ных», функционировавших при работных домах, где детям дава- ли азы грамоты. Готовя учебную программу для этих школ и проект их финансирования, Вивес понимал тщетность такой по- пытки избавить народ от обнищания, но его представления о школах для бедных были значительно прогрессивнее. Вслед за Италией гуманистическое движение распространяется во Фран- ции, Германии, Нидерландах.
|