![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественный характер воспитания в практике протес-
тантского воспитания. С целью массовой пропаганды своего религиозного учения деятели Реформации приложили значитель- ные усилия для организации народного школьного воспитания, стремясь посредством его распространить свои идеи. Идеологи Реформации провозгласили лозунг всеобщего элементарного обучения для детей всех сословий, что привело к расширению се- ти учебных заведений. Для содержания школ и обеспечения бес- платного обучения использовалось церковное имущество, секу- ляризованное в процессе Реформации, и частные пожертвования. В церковные уставы включались пункты, касающиеся школьного дела, в частности регулирование часов занятий, составление про- граммы обучения и воспитания, разработка структуры уроков. Обучение в школах проводилось на родном языке, что в значи- тельной степени упрощало усвоение грамоты детьми. Не оста- лась без внимания реформационного движения, нуждавшегося в образованных служащих и красноречивых проповедниках, и средняя школа. Идеи для преобразования школы черпались из практики обучения и воспитания так называемых братств. Формально свет- ские организации, не связанные официально с церковью, католи- ческие братства (а вслед за ними протестантские секты, такие как движение анабаптистов Германии, Швейцарии, Нидерландов на- чала XVI в. и другие), имели общее имущество, совместное пита- ние, работу, одинаковую одежду; проповедовали идеалы христи- анского коммунизма; одну из важнейших своих задач видели в воспитании детей и распространении образования. Педагогиче- ская практика протестантского сектантства – утверждение обще- ственного характера воспитания. Принятое в общинах воспита- ние включало умение коллективно работать и уважение к физи- ческому труду. Большая забота проявлялась о здоровье членов общин и их отдыхе. В общинах моравских баптистов воспитание было органи- зовано и регламентировано, как в общественном производстве, которое осуществлялось на основе крупных мануфактур. Ребе- нок, как только его отнимали от материнской груди, поступал под присмотр «сестер» – членов общины, в возрасте 5 – 6 лет от- правлялся в школу, где его учили чтению, письму, счету, Библии и катехизису. Затем следовала профессиональная подготовка в той области, где ребенок проявлял наибольшие способности. В общинах чешских братьев была создана школьная система, со- стоявшая из начальных школ, где преподавались чтение, письмо и религия, низших братских школ, где наряду с углубленным на- чальным образованием преподавалась латынь, и высших брат- ских школ – «гимназий», которые пользовались широкой извест- ностью и давали своим выпускникам знания, позволявшие им продолжать обучение в университете. Так же, как и у других сек- тантов, образование чешских братьев было всеобщим, т.е. в той или иной степени охватывало всех членов общины вне зависимо- сти от социального положения. Из общины «Моравские братья» в Чехии вышел Я.А. Коменский. В рамках одной из крупных католических организаций ХV в. «Братьев общей жизни» был создан ряд школ, наиболее из- вестными из которых стали французская школа в Льеже и гол- ландские в Эволле и Девентере (выпускниками последней были Н. Кузанский, Э. Роттердамский и другие представители эпохи). Если начальная школа решала простейшую задачу – научить чи- тать и понимать Библию, то перед средней школой стояла задача более серьезная – с помощью хорошо организованной системы образования и воспитания подготовить кадры интеллигенции и квалифицированного чиновничества, готовые служить интересам протестантской Германии. В период Реформации в Англии на светские средства и церковные пожертвования образовалась ши- рокая сеть школ, в основном для неимущего населения городов и сельских приходов, под названием «паблик скулз». Вопросы и задания 1. Сравните организацию общественного воспитания в афинском и спартанском обществе. 2. Докажите, что школа в средневековье носила социальный характер. 3. Выделите причины усиления социальной функции воспи- тания по мере развития общества. 4. Раскройте основные направления социально-педагоги- ческой практики.
|