Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Наследственность, наследование, типы наследования. Сцепленное наследование признаков
6.2. Цель: Сформировать у студентов знания и понимание сущности наследственности, типов наследования признаков (болезней), контролируемых генами, и их применения в практической врачебной деятельности для распознавания наследственного характера заболевания 6.3. Задачи обучения: - раскрыть сущность наследственности как основы жизнедеятельности человека и его значения для возникновения наследственных болезней человека - ознакомить студентов с основными генетическими терминами и понятиями и объяснить их значение в практической медицине - ознакомить студентов с основными типами наследования признаков(болезней) 6.4. Основные вопросы темы: 6.4.1. Основные термины и понятия генетики: наследственность ядерная, цитоплазматическая, митохондриальная, гены аллельные и неаллельные, генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, гемизигота, доминантность и рецессивность, анализирующее скрещивание. 6.4.2. Наследование, определение. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем и их цитологическое обоснование. 6.4.3. Основные типы наследования: аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, неполное доминирование, сцепленное с аутосомными и половыми хромосомами. 6.4.4. Нарушение сцепления и его цитогенетическое обоснование. Основные положения закона Т.Моргана. 6.4.5. Значение генетики в медицине. 6.5. Методы обучения: устный опрос, направленный на выяснение понимания студентами сущности, цели и задач занятия, умения кратко, ясно, логически излагать и умения изображать усвоенный материал в виде схем, графиков, рисунков. 6.6.Литература: Основная: 6.6.1.Куандыков Е.У. Основы общей и медицинской генетики. Алматы, 2008, c.8 – 19. 6.6.2.Медицинская генетика. Под ред. Бочкова Н.П.. М., 2010, с.129 – 163. 6.6.3. Медицинская генетика. Под ред. Бочкова Н.П.. М., 2004, с. 30-33. 6.6.4. Медицинская биология и генетика. Под ред. Куандыкова Е.У., А., 2004, с. 81-98. 6.6.5.Қ уандық ов Е.Ө., Нұ ралиева Ұ.Ә.Негізгі молекулалық – генетикалық терминдердің орысша – қ азақ ша сө здігі.Алматы, 2012, 112 б.
Дополнительная: 6.6.6.Биология. Под ред. Ярыгина В.Н. М., 2001. Кн. 1 с. 222-233. 6.6.7 Генетика. Под ред. Иванова В.И, М., 2006, с. 116-125. 6.6.8.Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск., 2010, с.9 – 34. 6.6.9.Заяц Р.Г. Общая и медицинская генетика. Р-на-Д., 2002, с. 76-80, 84-87. 6.6.10. Роберт Л.Н., Родерик Р., Мак-Иннес., Хантингтон Ф. Виллард. Медицинская генетика. Под ред. Бочкова Н.П. М., «ГЭОТАР-Медиа», 2010, с.13-15.
6.7.Контроль: 6.7.1. Оценка когнитивной компетенции: 6.7.1.1. Устный опрос 6.7.1.2. Тестовый контроль 6.7.2. Оценка практических навыков: 6.7.2.1.Зарисовать в альбоме аллельные и неаллельные гены. 6.7.2.2.Зарисовать в альбоме генотипы гомозигот по доминантным и рецессивным генам, гетерозигот, гемизигот. 6.7.2.3.Зарисовать в альбоме анализирующее скрещивание, показать генотипы и типы гамет в родительском и первом гибридном поколении. 6.7.2.4.Зарисовать в альбоме типы наследования признаков; аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, неполное доминирование, сцепленное с аутосомными и половыми хромосомами. 6.7.2.5.Зарисовать в альбоме моно -, ди – и поли (три) – гибридное скрещивание, показать генотипы, типы гамет, образующиеся в родительском, первом и втором гибридном поколениях при независимом и сцепленном наследованиях генов (признаков).
6.7.3. Оценка навыков самосовершенствования: - Подготовка СРС по теме: «Хромосомная теория наследственности» в форме презентации и её защита до рубежного контроля «Основы общей и медицинской генетики»
|