Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическое занятие № 10
Тема: Действие гена. Генотип, фенотип 6.2. Цель: Сформировать у студентов знания о взаимоотношении между генами (генотипом) и контролируемыми ими признаками (фенотипом) на основе понимания сущности и значения взаимодействия генов в генотипе. . 6.3. Задачи обучения: - охарактеризовать, объяснить и сформировать понимание студентами терминов генотип, фенотип, аллельные и неаллельные гены - раскрыть генетические механизмы развития внешних (фенотипических, клинических) признаков у здоровых и больных людей наследственными заболеваниями - показать роль взаимодействия аллельных и неаллельных генов в развитии нормальных и патологических фенотипических признаков - разъяснить необходимость знания типов и механизмов взаимодействия генов в организме (генотипе) больного для понимания и объяснения клинических признаков той или иной наследственной патологии в практической медицине.
6.4. Основные вопросы темы: 6.4.1. Генотип, фенотип: определение, взаимоотношение. 6.4.2. Взаимодействие аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование, кодоминирование. 6.4.3. Множественные аллели. Генетика групп крови по АВО системе, медицинское значение. 6.4.4. Взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия. 6.4.5. Пенетрантность и экспрессивность. Плейотропия. 6.4.6. Роль и значение взаимодействия генов в развитии фенотипических признаков.
6.5. Методы обучения: устный опрос, направленный на выяснение понимания студентами сущности, цели и задач занятия; умение кратко, ясно, логически излагать и изображать усвоенный материал в виде схем, графиков, рисунков; тестирование с последующим разбором ошибок, работа в группе: объяснение и демонстрация решения задач, заполнение схем. Литература Основная: 6.6.1. Генетика. Под ред. Иванова В.И. М.: Академкнига, 2006. С. 82-115. 6.6.2. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2007. С. 35-39, 55-57. 6.6.3. Медицинская биология и генетика. Учебное пособие для студентов под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004. С. 104-115. 6.6.4. Куандыков Е.У. Основы общей и медицинской генетики (курс лекций). Алматы: Эверо, 2009. С. 37-44. 6.6.5. Қ уандық ов Е.Ө., Нұ ралиева Ұ.Ә. Негізгі молекулалық -генетикалық терминдердің орысша-қ азақ ша сө здігі. Алматы: Эверо, 2012. 112 б. Дополнительная: 6.6.6. Биология. Под ред. Ярыгина В.Н. В 2-х томах. М.: Высшая школа, 2001. Т.1. С. 234-242. 6.6.7. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э. и др. Общая и медицинская генетика. Ростов-на-Дону. 2002. С. 106-116. 6.6.8. Вопросы и задачи по общей биологии и общей и медицинской генетике (с пояснениями). Под ред. проф. Иткеса А. В. М., 2004. С. 68-83. 6.6.9. Медицинская генетика: учеб. пособие/ Роберт Л. Ньюссбаум, Родерик Р. Мак-Иннес, Хантингтон Ф. Виллард: пер. с англ. А. Ш. Латыпова; под ред. акад. РАМН Н. П. Бочкова. М., ГЭОТАР-Медиа, 2010. С. 203-205.
6.7. Контроль: 6.7.1. Оценка когнитивной компетенции (знания): 6.7.1.1. Устный опрос по вопросам темы. 6.7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.
6.7.2. Оценка компетенции практические навыки: 6.7.2.1. Изобразить, обозначить и охарактеризовать аллельные гены, формы взаимодействия аллельных генов. 6.7.2.2. Изобразить, охарактеризовать множественные аллели на примере окраски шерсти кроликов, написать их генотипы и фенотипы. 6.7.2.3. Изобразить и охарактеризовать множественные аллели на примере групп крови по системе АВО. 6.7.2.4. Изобразить, обозначить и охарактеризовать неаллельные гены и формы их взаимодействия
6.7.3. Оценка навыков самосовершенствования: - Подготовка СРС по теме «Генетика групп крови по системе АВО».
6.7.4. Контрольные вопросы: 6.7.4.1. Соотношение между генотипом и фенотипом. 6.7.4.2. Чем отличаются аллельные гены от неаллельных? 6.7.4.3. Типы взаимодействия аллельных генов. 6.7.4.4. Типы взаимодействия неаллельных генов. 6.7.4.5. Значение взаимодействия генов в развитии фенотипических (клинических) признаков наследственных болезней.
Ключевые слова на трех языках:
Разработчик: Доц.Альмухамбетова С.К.
|