Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Основы популяционной генетики
6.2. Цель: Сформировать у студентов знания о генетических процессах, протекающих в группах организмов (популяциях), механизмах формирования генетической структуры популяций, факторах, способствующих ее изменению и формированию генетического груза популяций, медицинского значения генетического груза. 6.3. Задачи обучения: - ознакомить студентов с понятиями: популяция, популяционная генетика, демографическая и генетическая структура популяций, закономерности генетических процессов в популяциях, динамика генетической структуры популяций - раскрыть сущность закона Харди-Вайнберга - раскрыть сущность и значение изменений генетической структуры популяций под влиянием демографических факторов и элементарных эволюционных процессов - раскрыть роль мутаций, миграций, дрейфа генов и естественного отбора в формировании и динамике генетической структуры популяций - изучить и понять действие естественного отбора в популяциях и их значениt в медицине - раскрыть роль и значение приспособленности генотипов в естественном отборе в популяциях - раскрыть роль и значение естественного отбора в формировании генетического груза популяций - сформировать у студентов понимание роли и значениz генетического груза популяций в практическом здравоохранении.
6.4. Основные вопросы темы: 6.4.1. Популяция, определение, характеристики 6.4.2. Демографические характеристики популяции. 6.4.3. Виды популяций и брачная структура популяций. 6.4.4. Генетические характеристики популяции. 6.4.5. Элементарные эволюционные процессы, протекающие в популяциях и особенности их действия в человеческих популяциях. 4.6. Генетический груз популяций, понятие, медицинское значение. 6.5. Методы обучения: устный опрос, направленный на выяснение понимания студентами сущности, цели и задач занятия; умение кратко, ясно, логически излагать и изображать усвоенный материал в виде схем, графиков, рисунков; тестирование с последующим разбором ошибок, работа в группе: объяснение и демонстрация решения задач, заполнение схем; просмотр видеоролика по теме. Возможно применение интерактивного метода «пресс-конференция» (сценарий в приложении 2). 6.6. Литература: Основная: 6.6.1. Куандыков Е.У. Основы общей и медицинской генетики (курс лекций). Алматы: Эверо, 2009. С. 44-54. 6.6.2. Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004. С. 185-200. 6.6.3. Генетика. Под ред. Иванова В.И. М.: Академкнига, 2006. С. 315-326. 6.6.4. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М.: Медицина, 2003. С. 301-321. 6.6.5. Қ уандық ов Е.Ө., Нұ ралиева Ұ.Ә. Негізгі молекулалық - генетикалық терминдердің орысша-қ азақ ша сө здігі. Алматы. 2012. 112 б. Дополнительная: 6.6.6. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. М., 2002. Т. 3. С. 215-243, 259-270. 6.6.7. Медицинская генетика: учеб. пособие/ Роберт Л.Ньюссбаум, Родерик Р. Мак-Иннес, Хантингтон Ф. Виллард: пер. с англ. А. Ш. Латыпова; под ред. акад. РАМН Н. П. Бочкова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. С. 282.
6.7. Контроль: 6.7.1. Оценка когнитивной компетенции (знания): 6.7.1.1. Устный опрос по вопросам темы. 6.7.1.2. Тестовый контроль – 3 варианта по 10 вопросов.
6.7.2. Оценка компетенции практические навыки: 6.7.2.1.Перечислить демографические факторы и объяснить их влияние на изменение генетической структуры популяций
6.7.2.2.Перечислить элементарные эволюционные процессы и объяснить их влияние на изменение генетической структуры популяций
6.7.2.3.Записать математическое выражение закона Харди-Вайнберга и его доказателство
6.7.2.4. Решить задачи на определение генетической структуры популяции или частоты отдельных аллелей и генотипов. 1.Альбинизм общий наследуется как аутосомный рецессивный признак. Заболевание встречается с частотой 1: 20 000. Вычислить частоту гетерозигот в популяции. 2. Встречаемость людей с аутосомно-рецессивным признаком равна 0, 25. Какова частота гомозиготных носителей доминантного аллеля? 3. Кистозный фиброз поджелудочной железы (муковисцидоз) – наследственная болезнь, обусловленная рецессивным геном, характеризуется плохим всасыванием в кишечнике и обструктивными изменениями в легких и других органах. Смерть наступает обычно в возрасте около 20 лет. Среди новорожденных муковисцидоз встречается в среднем 4 на 10.000. Вычислить частоту всех трех генотипов (АА, Аа, аа) у новорожденных. 6.7.3. Контрольные вопросы: 6.7.3.1. Какие популяции описывает закон Харди-Вайнберга? 6.7.3.2. Демографические факторы, влияющие на динамику генетической структуры популяций. 6.7.3.3. Типы скрещиваний (браков) в популяциях. 6.7.3.4. Генетические последствия аутбредных и инбредных браков. 6.7.3.5. Влияние мутаций на генетическую структуру популяций. 6.7.3.6. Влияние миграций и дрейфа генов на генетическую структуру популяций. 6.7.3.7. Какие патологические состояния формирует генетический груз популяций? 6.7.3.8. Значение естественного отбора в формировании генетического груза популяции.
Ключевые слова на трех языках:
Разработчик: Преп. Кыдырбаева А.К.
|