Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности взаимодействия с окружающей средой детей с интеллектуальной недостаточностью.
Обучение во вспомогательной школе предлагает: • Подготовку детей к жизни, поэтому школа должна иметь социально-адаптируемую направленность, которая позволит преодолеть или уменьшить «социальное выпадение личности». Психологическую подготовленность к жизни, должно сформулировать различные структуры социальной компетенции. Социальная компетенция – это показатель состояния человека с ОПФР, отражающая по возможности вести независимый образ жизни, строить взаимоотношения с окружающими, приспособить к условиям соц. среды. Все взаимоотношения с окружающим миром в психологии рассматривают в виде трёх компонентов: общение, совместная деятельность, межличностные отношения. У детей с интеллектуальной недостаточностью: 1) снижение интереса к установлению социального взаимодействия. 2) складывается специфическая система взаимоотношений - «взрослый-ребенок», «ребёнок - взрослый» 3) в качестве основного содержания самостоятельных взаимодействий выступает воспроизведение действий взрослых. Основная задача - это социализация детей с нарушением интеллекта. Наиболее оптимальной базой для решения этой задачи является предмет «Человек и мир», где социальный аспект рассматривается во всех темах, но основную нагрузку отводят разделу «Человек и мир». Коррекционная направленность работы по форме социального взаимодействия достигается на основе ряда последовательных действий: 1. психотехническая подготовка к взаимодействию, которая помогает ребёнку справится с чувством страха, неуверенности и т.д.; оно включает создание у детей особого эмоционального настроя, интереса, мотивации, внутренней готовности к взаимодействию. 2. обучение отдельным компонентам взаимодействия с окружающим миром, т.е. обучение элементарным знанием об окружающей жизни, через беседы, рассказы, целевые прогулки, логические и простые упражнения. 3. выработки навыков по построению алгоритма различных видов деятельности (т.е. обучение самостоятельно ставить цель, определять пути реализации, сравнивать полученные результаты с эталонам) Тактические способы обучения детей социальному взаимодействию зависит от того кто является инициатором. Если инициатором является взрослый, то способами побуждения ребенка к действию может быть: ♦ словесное обращение к нему ♦ вызывание действий по направлению ♦ организация взаимодействия «рядом» ♦ разучивание социальных ролей ♦ «репетиция» поведения в искусственных условиях ♦ «репетиция» поведения в естественной обстановке Труднее всего получить адекватные действия действия детей на словесное обращение. Если ребенок: ♦ Подключение взрослого к действию ребенка в процессе совместного приведения его к продуктивному результату. ♦ Интерпретация случайно совершенного, смутно понимаемого ребенком действия. ♦ Интерпретация нецелесообразного действия При таком тактическом способе надо помнить, что отрабатываемые действия должны быть посильны для ребенка, как в интеллектуальном, так и в операционно-техническом отношении.
|