Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подготовка школьников с интеллектуальной недостаточностью к изучению неживой природы в 5 классе через предмет «Человек и мир».
Природа – это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана человеком. Природа делится на живую и неживую. Основное отличие тел живой природы от неживой заключается в обмене веществ. В процессе обмена веществ с окружающей средой живые организмы питаются, растут, дышат, воспроизводят себе подобных и умирают. Все живое стремится приспособиться к окружающей среде. Неживое тело в результате взаимодействия с окружающей средой не самовозобновляется, а разрушается. К неживой природе относятся солнце, вода, глина, песок, камни, различные горные породы, воздух, небо, земля. Кажется, что неживая природа не изменяется. Но, если внимательно присмотреться, то мы увидим, что в неживой природе постоянно происходят изменения. Например, вода и воздух движутся, зимой вода превращается в лед, камни рассыпаются на куски и т. д. Живая природа – это растения, животные, грибы, бактерии. Человек – часть живой природы. Он относится к миру животных, отличается умением работать и создавать продукты труда. К природе не относится лишь то, что сделано руками человека. Человек строит дома, дороги и так далее, используя природные материалы. Некоторые дети считают, что растения относятся к неживой природе. В таком случае нужно спросить: «Чем живые существа отличаются от неживых?», выяснить, что дети знают о питании растений, актуализировать знания о способности живой природы к росту и подвести учащихся к выводу, что растения, как и животные, живые, так как они питаются, растут, размножаются. Начинать урок по теме «Природа живая и неживая» целесообразно с актуализации знаний учащихся. С этой целью предлагаются следующие вопросы: что такое природа? Какие предметы образуют неживую природу? Что относится к живой природе? В процессе беседы на доске вычерчивается или монтируется (если таблички или рисунки заготовлены заранее) опорная схема. В опорных схемах лучше всего использовать рисунок. Образ рисунка ближе к образу самого предмета. Так, для символического изображения понятия «природа» выбирают рисунок ели и солнца: (можно взять любой рисунок), солнце – неживая природа, елочка – живая. Затем задаются вопросы, устанавливающие связь между живой и неживой природой: для чего нужны вода, солнце, земля? Что нужно человеку для жизни? Может ли человек жить без воды, воздуха, почвы, растений и животных? Последний вопрос помогает осознать, что человек — часть 11| > ироды, которая дает ему все необходимое для жизни, человек не может жить без природы. На закрепление предлагаются следующие задания: 1. Практическая работа, (нахождение на рисунках или в коллекциях предметов живой и неживой природы). 2. Озаглавливание столбиков (колонок). В одном даны предметы неживой природы, в другом — живой. 3. Ответы на вопросы. Например, какое выражение правильно? Заяц, гриб, трава, пчела, человек — это живая природа. Камень, туча, озеро, яблоня, гриб — неживая природа. На уроках мы будем изучать человека, животных, растения, грибы. 4. Дидактическая игра «Предметы природы». 5. Распределение картинок, слов или карточек на 2(3) группы: • предметы живой природы; • предметы неживой природы; 3) предметы, сделанные человеком. 6. Игра «Четвертый лишний». 7. Игра «Неживая природа или предметы, сделанные руками человека» (для чего?). В сильном классе возможен второй вариант изучения темы, предложенный Е. В. Чудиновой и Е. Н. Букваревой (см. Чудинова Е. В., Букварева Ё. К Естествознание: 2 класс. М. 1994), У: «У меня есть разные картинки. Мы будем их рассматривать и попытаемся понять, что же такое природа». Показывает картинки с изображениями объектов неживой природы (облака, горы, камни, вода). Д: Называют, что изображено на картинках. У: Выписывает на доске в колонку названия объектов неживой природы (ветер, облака, озеро, ручей, море, горы, скалы, камни и т. д.). «А сейчас я покажу картинки тоже о природе, но уже совсем другой». Показывает картинки с объектами живой природы. «Это тоже природа?» Д: «Да». У: «А почему я сказал(а), что это «другая» природа?» Д: «На этих картинках — живое, на первых картинках — неживое.» У: Пишет над первой колонкой «неживая», над второй — живая и объединяет их сверху надписью «ПРИРОДА». Учитель подводит детей к выводу, что эти предметы сделаны человеком из природных материалов. Человек своим трудом преобразует (изменяет) природу. На образце «овощи-суп» учитель еще раз объясняет, как человек преобразует природные материалы. У: «Много ли сейчас на Земле мест, где природа не испытывала бы влияния человека, не была бы изменена им?» Д: «Таких мест мало или их совсем нет». У: «Правильно, человек не может существовать вне природы. Человек изменяет природу, строит заводы и фабрики. Заводы и фабрики иногда свои отходы сбрасывают в реки, леса, загрязняют окружающую среду. Можно это делать?» Д: «Нет!» У: «Правильно, Земля — наш дом. Вы знаете, что в собственном доме нельзя ничего портить, нельзя сорить. Также мы должны йосги себя и по отношению к природе». «Теперь представьте себе, что вы попали на необитаемый ■ " 11 > ов, вы — Робинзон Крузо. Что должно быть на острове, чтобы | |('инзон смог выжить там?» (Игровая ситуация «Мы на необитае-I к > м острове. Что нам может понадобиться?»). Д: «Вода, растения, животные, чтобы охотиться; воздух, Г* та». У: «Ну вот, теперь мы определили основные компоненты при-! > < > ды, без которых жизнь невозможна. Мы лучше понимаем, почему человек не может жить без природы».
|