Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пропедевтика изучения животного мира.
Общие требования к изучению животного мира. Организовать изучение животных следует, по возможности, путем наблюдения за живыми животными. За дикими животными удобнее наблюдать зимой, потому что они перебираются поближе к жилью человека, а снег хорошо сохраняет их следы. Обращать внимание школьников на изменения в образе жизни и внешнем виде животных в зависимости от времен года: на окраску меха зимой и летом, оперенье птиц, заготовку корма на зиму, на зимнюю спячку животных и т. д. Показать роль животных в жизни человека и природы. Обращать внимание на особенности внешнего строения животных в связи с питанием, местом обитания, а также приспособления животных к окружающей среде Практическая направленность: подкармливание птиц зимой, уход за животными живого уголка. Нужно помнить, что в природе почти нет абсолютно вредных и абсолютно полезных животных. Это вытекает из сложных взаимосвязей, существующих в природе, и которые нельзя раскрыть полностью при обучении детей в начальной школе. Например, хищные животные, которые питаются другими жи-вотными, тоже нужны. Они поедают в основном больных, ослабленных, обреченных на гибель животных, что препятствует распространению болезней. От больного животного может заразиться здоровое. Как мудра природа! Хищники тоже приносят пользу. Примерный план изучения животного. 1 класс Кто это? Домашнее или дикое? Где живет? В чем живет? Какие части тела у него есть? Чем покрыто тело? Чем питается? Как называется детеныш? 2 класс Как передвигается? Какую пользу приносит? Как ведет себя зимой или в другие поры года? (Что делает в разные времена года?) 3 класс Какие звуки издает (голос)? Какие повадки? Как обороняется от врага? Можно работать с графическими схемами. На уточнение особенностей внешнего вида животных направлены такие игры, как: • «У кого длинный хвост?» Учитель называет разных животных. Если у названного животного длинный хвост, дети должны поднять руку и помахать ею. Если хвост короткий, руку поднимать не надо. Например: лошадь, |<)|> ова, заяц, медведь, тигр. • «Биологическая мозаика». Иллюстрации животных разрезаются на части. Учащимся нужно их правильно сложить. • «Узнай по части» (открыта только характерная часть, причем животных можно предъявлять парами: уши белки и рыси). • «Часть и целое». Коготь — птица, зверь Жало — пчела. Крыло — птица. Усы — кошка, жук и т. д. • «Что перепутано». Мозаика, но части животных сложены неправильно. • «Дорисуй». Нарисована большая часть животного. Нужно дорисовать какую-то характерную часть, чтобы лучше ее запомнить. • «Одень меня». Нужно разрисовать животных. Для двух последних игр нужны шаблоны, которые легко сделать с помощью прозрачной кальки и определенных иллюстраций. Кроме того, полезно задавать вопросы: у кого есть рога (копыта)? и узнавать животных по контурам. Особое внимание нужно обратить на название детенышей, образованных от супплетивной основы (корова — теленок, овца — ягненок, свинья — поросенок, лошадь — жеребенок, собака — щенок, курица — цыпленок и др.). Для закрепления этих знаний проводятся игры. • «Большие и маленькие» или «Чьи детки?» В этой игре нужно соединить линией рисунки животных и их детенышей (или вербальный вариант). «Был — стал». Медвежонок — медведь; волчонок —...; лисенок —.... «Птицы и их птенцы». Курица, петух — цыпленок; утка, селезень — утенок; гусь, гусыня — гусенок; индюк, индюшка — индюшонок; галка — галчонок. «Животные и их детеныши». Корова, бык — теленок; Овца, баран — ягненок. «Один — много». Теленок — телята, много телят; Щенок — щенки, много щенят. На закрепление способа передвижения животных могут быть аправлены такие дидактические игры, как: «Бывает — не бывает», муравей ползает; бабочка летает; стрекоза прыгает; пчела ползает; паук летает; «Кто летает?» «Кто бегает, ползает, плавает?» Детей надо подвести к выводу, что способ зимовки зверей зависит от того, чем они кормятся. Нужно обратить внимание на то, как зимуют птицы, звери, рыбы, земноводные; как они приспособились к зиме (кто-то спит всю шму; густой шерстью оброс; цвет шерсти поменял; корм запас; | ч 1иже к жилью человека подошел); почему зимой легко найти зве-I № (хорошо видны; на снегу следы; следы от еды); как человек помогает зверю перезимовать. Следует сформировать у детей умение определять животных по следам. При изучении темы «Животные зимой» можно использовать (монтировать) опорную схему «Как животные зимуют» и эмблемы (картинки) со зверями: При работе над голосом животных можно попросить учащихся проимитировать отдельные голоса и провести дидактические игры: «Кто как голос подает?»; «Как животные голос подают?»; «Кто кричал не своим голосом?». При изучении животных рекомендуются разные виды работ. • Составление рассказов или описаний. Приблизительный план рассказа о птице: как называется; какая по размеру; какого цвета; какой клюв (размер); как перемещается; какие звуки издает? • Отгадывание загадок. • Определение животных по признакам. Серый, хищный, жадный — волк. Рыжая, хитрая, ловкая — лиса. • Подбор признаков к животным. Медведь какой?..., (неуклюжий, большой) • Знакомство с фразеологическим зверинцем (сравнение с животными или какие сравнения пришли к нам из леса). Голоден, как волк. Хитра, как лиса. Здоров, как бык. Труслив, как заяц Исключение лишнего. Классификация животных: а) положи диких животных слева; б) положи домашних животных справа; в) положи насекомых в центре; г) собери диких (домашних) птиц. Дополнение предложений. ..., поэтому птицы улетают на юг. Ползет, как... (черепаха) Прыгает, как... (кузнечик) Топает, как... (слон) Заметает следы, как... (лиса) • Знакомство с народными приметами, особенностями реакций животных и растений на метеорологические факторы. Знакомство с живыми «барометрами» способствует формированию бережного отношения к объектам природы. • Знакомство с животными, занесенными в Красную книгу РБ. В первое издание Красной книги Беларуси (1981) было включено 80 видов животных, во второе (1993) — 182. Из зверей стали редкими и требуют специальных мер охраны: беловежский зубр, бурый медведь, барсук; из птиц: орлан, лебедь, черный аист, трехпалый дятел; из рыб: фюрель, стерлядь, сом; из насекомых: жук— олень; из бабочек: мертвая голова, махаон, черный аполлон; из земноводных: камышовая жаба; из пресмыкающихся: медянка, болотная черепаха. . Дидактические игры: «Рассели животных», «Узнай птицу по описанию», «Найди ошибку», «Я загадаю, ты отгадай», «Рыба, зверь, птица», «Утро в деревне», «День рождения», «Я назову, а ты покажи», «Кто заблудился?», . Задания на формирование умения строить элементарное логическое опровержение. Корова ест мясо. Неправильно, корова ест... . Логическая игра «Заметь ошибку и исправь». (Красивый хвост у петуха, лисы, белки, медведя, павлина. На юг улетели ласточки, воробьи, стрижи, аисты, журавли.)
|