Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные формы, методы и приемы работы с младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью по осуществлению экологического воспитания на материале предмета «Человек и мир».






Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:

− самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;

− игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

Реализация задач экологического состояния требует пересмотра форм и методов обучения. Большинство учителей, работающих в начальных классах, отдаёт предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой:

• стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины;

• развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение – традиционные методы;

• формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания – проблемный подход к процессу обучения;

• вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы – восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).

Проблемой экологического воспитания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью занимались такие ученые, педагоги как Сластенин Ц.А., Алексеев СВ., Симонова Л.В., Бабанова Т.А., Барышева Ю.А., Калинина Е.М., Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н., Крысько В.Г., Варенова Т.В., Серединская О.Х., Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Саморукова Г.П. и ДР-

Под экологическим воспитанием учащихся вспомогательной школы следует понимать непрерывный процесс обучения, воспитания и коррекции школьника направленный на формирование его экологической культуры, которая будет проявляться в эмоционально положительном отношении к природе, к окружающему миру, ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды (начиная с бытовой), в соблюдении определенных норм поведения, в системе ценностных ориентации.

Основными целями экологического воспитания Серединская О.Х. выделяет:

1. Овладение системными знаниями о единстве природы, о взаимодействии человека и природы.

2. Знакомство с экологическими проблемами и способами их решения.

3. Формирование ответственного отношения к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания, мышления и экологически грамотного поведения.

4. Формирование умений и навыков разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с природой.

5. Знание способов разрешения экологических проблем, возникших в процессе повседневного быта.

6. Накопление детьми с интеллектуальной недостаточностью эмоционально позитивного опыта общения с природой.

7. Развитие познавательного интереса к миру природы.

Задачами экологического воспитания являются:

1. Образовательная задача: определяет объем знаний, который может быть усвоен детьми с интеллектуальной недостаточностью при умелом руководстве их познавательной деятельностью. Они направлены на обеспечение психолого-педагогической поддержки детей, формирование навыков учебной деятельности (умение слушать, действовать по инструкции педагога, выражать словами свой результат). Каждое отдельное занятие представляет собой необходимую часть в общей неразрывной цепи занятий по определенной тематике (тематическая связь занятий по художественной литературе, рисованию, лепке, конструированию и др.). Знания, полученные на занятии, основываются на ранее усвоенных детьми понятиях. Этим обеспечивается как лучшее усвоение новых знаний, так и закрепление пройденного материала.

2. Коррекционно-развивающая задача: предполагает целенаправленное развитие и коррекцию высших психических процессов, сенсомоторной сферы, эмоционально-волевых качеств детей с интеллектуальной недостаточностью.

3. Воспитательные задачи: нацелены на формирование позитивных качеств личности, навыков социального взаимодействия, бережного и заботливого отношения к природе, формирование основ экологической и эстетической культуры.

Основным условием достижения целей экологического образования должна быть его непрерывность. Последовательное расширение и углубление знаний, полученных на разных этапах обучения, целостность всех учебных дисциплин, должно быть подчинено одной цели - познанию окружающего мира.

Начальное экологическое воспитание ученики с интеллектуальной недостаточностью получают на уроках развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, на уроках природоведения, географии, СБО (социально-бытовая ориентировка) и естествознания.

В методике ознакомления с окружающим миром детей с интеллектуальной недостаточностью реализуются следующие основные принципы:

1. Принцип социально-адаптирующей направленности обучения обусловлен тем, что на развитие детей оказывает влияние не только их деятельность в процессе специально организованных занятий, но и разнообразное культурное и воспитательное воздействие, которое оказывает образовательное учреждение и общество в свободное время. Система коррекционно-педагогической помощи детям позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социально-бытовой компетенции и психологическую подготовленность к жизни в социокультурной сфере. По мнению Выготского Л.С., «специальное образование должно быть подчинено социальному развитию...». Социализацию ребенка он рассматривает как процесс его «врастания» в цивилизацию, связывая это с овладением способностью к знаковому опосредованию, что происходит главным образом в практической и символико-моделирующих видах деятельности и речи.

2. Принцип развития психики в деятельности ориентирует на то, что коррекционно-развивающая работа осуществляется в рамках ведущей деятельности, присущей определенному возрастному периоду.

З. Принцип активного опосредования знаний обусловлен тем, что основным способом усвоения детьми социального опыта и формирования представлений о человеке, природе и обществе является активное взаимодействие с объектами ближайшего окружения.

4. Принцип системного рассмотрения социальных и природных факторов и явлений отображает взгляд на единство и взаимодействие социального и биологического в личности. Дети знакомятся с правилами поведения в обществе и природе, учатся соблюдать их в повседневной жизни. Постепенная и планомерная работа, в процессе которой учебный материал повторяется, дополняется, уточняется, содействует усвоению социального опыта и ознакомлению с предметами и явлениями окружающей природы.

5. Принцип природосообразности ориентирует на внутренний мир ребенка, создание условий для его самовыражения, самоконтроля и саморазвития.

6. Принцип коммуникативной направленности предусматривает помощь ребенку в преодолении трудностей в усвоении способов социального взаимодействия.

7. Принцип дифференцированного подхода ориентирует на соблюдение уровня требований (по содержанию, сложности видов работ, по самостоятельности выполнения задания, по формам организации), предъявляемых к детям с учетом сложной структуры нарушения (ЗыковаТ.С, Хотеева Э.Н.).

8. Принцип реализации внутрипредметных и межпретметных связей предусматривает интеграцию содержания обучения. Так, например, на занятии по ознакомлению с окружающим миром в рамках изучения темы «Осень» актуализируются и уточняются представления детей об овощах, фруктах, грибах. На занятиях по математике дети находят и считают грибы, по художественной литературе слушают и анализируют произведение про осень, на занятии по рисованию изображают осеннее дерево. Таким образом, программный материал закрепляется как на занятии по ознакомлению с окружающим миром, так и на других занятиях воспитателя и учителя-дефектолога.

9. Принцип необходимости специального педагогического руководства обусловлен тем, что в большинстве случаев вследствие глубокого своеобразия развития детей самостоятельная учебно-познавательная деятельность их затруднена или невозможна (выделен Калининой Е.М.).

Методы обучения подбираются в соответствии с психологическими, возрастными, индивидуальными особенности детей (спецификой нарушения и степенью его компенсации).

Существует определенная систематизация методов обучения. Они

различаются по:

1) Источнику знаний (словесные, наглядные, практические);

2) Характеру познавательной деятельности детей (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский);

3) Дидактическим задачам: сообщение и разъяснение учебного

материала с целью его восприятия и запоминания (метод устного изложения - рассказ, объяснение, инструкция; демонстрация); закрепление полученных знаний, умений, навыков (наблюдение, показ, беседа, упражнения, игры); применение знаний, умений и навыков на практике (упражнения, игры, практические работы).

На занятиях по «Человек и мир» широко используются словесные методы. При этом воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании материала, передаваемом словом, а также наличие у детей ярких конкретных представлений об изучаемом объекте, который будет предметом обсуждения, уточнения, систематизации. На занятиях по «Человек и мир» словесные методы используются вместе с наглядными методами, к которым относятся наблюдение, демонстрация, экскурсия. На занятиях важно использовать и разнообразные практические методы.

У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью ведущим видом деятельности является игра. Уроки в игровой форме –наиболее часто встречающийся сегодня вид " экологических игр". Игра в воспитательном процессе – это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; играя, он выполняет вполне конкретную природоохранную работу; играя, он усваивает правила поведения в окружающей среде; играя, он становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров. Игра интересна, увлекательна, игра насыщенна образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти

Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо); выполнения предложенных учителем правил поведения; обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Условия экологического воспитания.

1. Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 3 классу (обучение должно носить концентрический характер).

2. Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Бабановой Т.В. были выделены показатели сформированности экологической культуры ребёнка на первой ступени начальной школы:

• ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо-плохо;

• с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

• эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчеств (рассказ, рисунок и т.п.);

• старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес и др.;

• проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным растениям;

• пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

на второй ступени начальной школы

• от простого наблюдения — к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо);

• соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу;

• собственные открытия - поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды;

• бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.

на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:

• соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

• выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

• ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

• доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

Таким образом: Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

 

 

Тема лекции: ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СО СРЕДНЕЙ И ТЯЖЁЛОЙ ФОРМОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал