Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классицизм в развитии европейской культуры. Романтизм.




Родиной классицизма становится Франция. По своему социальному содержанию культура абсолютизма была двойственной, в ней сочетались интересы дворянства и буржуазии, а король Франции выступал как бы посредником между буржуазией и дворянством, уравновешивая их противоборство. То есть в сравнении с барокко классицизм был более сложным и неоднозначным по своей социальной природе явлением.Писателей и художников вдохновляли идеалы совершен­ного общественного устройства, основанного на законах разума, образ гармоничного человека, который они искали в античной цивилизации. Но, если гуманисты эпохи Возрождения видели высшую ценность в свободно проявляющей себя естественной природе человека, то основоположникам классицизма, страсти представлялись силой разрушительной, анархической, порожденной эгоизмом. Отсюда у них постоянные обращения к разуму как дисциплинированному началу, отсюда забота об общей гармонии и равновесии целого. В оценке человека большее значение приобрели категории и нормы морали. Основным содержанием классицизма стали противоречия между естественной природой человека и гражданским долгом, ею страстями и разумом. Герои классицизма жертвовали собой во имя долга. Долг – вот главный регулятор поведения человека. Государство олицетворяло собой долг, поэтому жизнь человека, его свобода принесены в жертву обществу, государству.Классицизм сталпо существу новым " возрождением" античности, впрочем, внутренне от нее более далеким, чем Возрождение. Его основа выступает стремление к рационализму, к разуму и порядку, которые в идеале должны были царить в централизованном государстве. Как принцип " ясности духа" классицизм больше, чем барокко, отвечал особенностям французского национального гения, которому была свойственна светлая трезвость мысли и менее всего свойственен мистицизм.Классицизм охватил все виды искусства и привел к размежеванию жанров на “ высокие ” и “низкие ”. К “высоким” жанрам в живописи были отнесены исторический, религиозный и мифологический, а к “низким” – бытовой жанр и натюрморт. В области литературы к “высоким” жанрам относились трагедии, пронизанные пафосом гражданского героизма (П. Корнеля, Ж. Расина). К “низким” жанрам классицизма – комедии и басни (Мольер, Лафонтен), в которых получают развитие реалистические тенденции.В конце ХVIII – первой трети ХIC вв. в европейской и американской культуре получило такое явление как романтизм. Романтизм возник как реакция на рационализм и оптимизм эстетики классицизма и философии Просвещения. Родоначальницей романтизма считается Германия, мыслители которой заложили его теоретические основы. Романтизм утвердился благодаря братьям А. и Ф. Шлегелям. При всей многоликости и многообразии романтизм обладает рядом характерных черт: отрицание Просвещения и рационалистических канонов классицизма, сковывавших творческую инициативу художника; утверждение принципа историзма, что способствовало возрождению интереса к национальному прошлому и появлению множества исторических произведений; обращение к народной культуре, фольклору, публикация сборников народных песен, сказок и т.д.; интерес к сильной личности, противопоставившей себя всему окружающему миру; внимание к внутреннему миру человека. В эпоху романтизма архитектура как один из ведущих видов искусства уступает свои позиции музыке.

54. Художественная культура конца ХІХ – начала ХХ в. и мироощущение человека.

В конце ХIC в. происходит становление нового художественного стиля - модерна. Эстетическая программа этого стиля основывалась на идее преобразования окружающего мира посредством красоты. Век модерна, как большого стиля был непродолжителен. В первое десятилетие ХХ в. начинается распад модерна. Рубеж ХIC - ХХ вв. был переходом от модерна к модернизму, неоднородному и пестрому конгломерату множества направлений. Если модерн вместе с символизмом выступал как проявление неоромантизма в искусстве, то модернизм, прежде всего, ориентировался на формализм, решительно отходя от всякого реализма и становясь в некоторых своих течениях декларативно антиреалистическим и антиромантическим. Для обозначения модернизма большинством исследователей и критиков используется термин “авангард ”. Первымтечением на рубеже ХХ в., которое относят к авангарду, стал фовизм. Хронологические рамки этого направления приходятся на 1905 - 1908 гг. Фовисты отвергли приемы живописи ХIC в. Характерные особенности фовистской живописи состояли в предельно интенсивном звучании открытых цветов, сопоставлении контрастных плоскостей, заключенных в обобщенный контур, сведении формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Среди авангардистских направлений начала XX в. одним из наиболее сложных и противоречивых выступал экспрессионизм. Как художественное направление экспрессионизм сложился в Германии. Начало ему было положено в 1905 г. Своими предшественниками экспрессионисты называли норвежца Э. Мунка и швейцарца Ф. Ходлера. В результате кризиса фовизма зародилось новое модернистское направление под названием кубизм. Художники-экспериментаторы обратились к проблемам пространства и определенной системности в комбинации цвета. Становление кубизма связано с творчеством художников Ж. Брака и П. Пикассо. В Италии в первое десятилетие XX в. сформировалось первое модернистское направление, враждебно настроенное по отношению к реализму, футуризм. Наиболее крайней модернистской школой стал абстракционизм. Первая картина этого направления была выполнена и показана в 1883 г. художником А. Альфонсом ² Девушки под снегом². Самым хаотичным, лишенным всякой программы, пестрым и недолговременным проявлением абстракционизма стало направление под названием дадаизм. Возникло оно в Цюрихе в 1915 - 1916 гг. на основе эмигрантского артистического “Клуба Вольтера”, которому его основатель румынский поэт Т. Тцара дал название ² дадаизм². После перемещения центра дадаизма в Париж, к нему примкнули поэты А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар. На почве дадаизма и первоначально только как литературное течение во втором десятилетии XX в. возник сюрреализм. Впервые этот термин прозвучал в 1917 г. у поэта Аполлинера.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал