Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности европейской культуры нового времени. Концепция просвещения и его черты.




Культура XVII в. харак­теризуется рядом общих черт, связанных с новым мировоззрением эпохи, проявившихся во всех сферах духовной жизни. В творчестве художников утверждается более целостное и глубокое восприятие действительности, получает новое истолкование синтез искусств. Отдельные виды искусства, как и отдельные произведения, утрачивают обособленность и стремятся к соединению друг с дру­гом. Скульптура вторгается в архитектуру и садовое пространство. Культура XVII в. чрезвычайно расширяет свою сферу интересов, обогащается его тематика. Усиление интереса к отдельной личности приводит к необычайному расцвету портретного искусства, в частности к развитию психологического портрета. Пристальное творческое познание природы приводит к важным открытиям в передаче пространства, освещения. XVII в. – время осуществления смелых градостроительных идей, период развития и расцвета садово-паркового искусства. Создание грандиозных дворцовых ансамблей, в которых в нерасторжимое единство объединяются все виды пластических искусств. В отличие от предшествующих периодов, когда искусство на протяжении нескольких веков развивалось в рамках одного из общеевропейских художественных стилей, в XVII в. получают распространение уже два больших стиля – барокко и классицизм. И для барокко и для классицизма характерно стремление к обобще­нию, которое реализуется в искусстве различным художественным языком. Часто черты этих двух стилей переплетаются в искусстве одной страны и даже в творчестве одного и того же художника, порождая в нем противоречивые тенденции. CVIII в. вошел в историю человечества как век Просвещения. Термин “Просвещение” впервые употреблен философами Вольтером и Гердером. Под Просвещением понимается и историческая эпоха, и идейное течение, в основе которых признание человеческого разума доминирующим фактором в реализации социального прогресса. Представители этого направления были уверены, что народы терпят рабство потому, что их держат в невежестве, и надеялись, что просвещение народа, освобождение сознания от религиозных и классовых предрассудков приведет к торжеству Разума, к установлению царства свободы, равенства и братства на земле. Просветители выступали против феодальной собственности. Они ратовали за ликвидацию абсолютизма, призывали к борьбе с ним. Одним из положений являлось освобождение духовного рабства. В своих программах просветители объявили войну церкви, провозглашая культ Разума, веря в его победу над церковными догмами. Одним из программных требований являлось просвещение народа, распространение знаний, которое понималось как основное средство борьбы с феодальным строем. Главную цель творчества просветители видели в выполнении искусством воспитательных задач. Просветители искали пути к разумной организации общества, основанной на свободе, равенстве и братстве. В духовной сфере эпоха Просвещения способствовала падению авторитета и ценностей феодально-клерикальной культуры, революции в естествознании, распространению рационалистического мышления, расцвету просветительской материалистической философии, изменению соотношения видов и жанров искусства, превращению литературы и музыки в ведущие формы художественного творчества.В каждой отдельной стране просветительское движение имело свои специфические черты. Но тенденции, задачи движения в главном были общими: борьба против норм жизни феодального строя, его идеологии и опоры – церкви, поиски и создание идеальной модели общественного устройства, в основе которой лежали буржуазные отношения. Просветительская идеология зарождается в XVII в. в Англии в учении Дж. Локка. Английские просветители видели свой долг в закреплении уже достигнутых революцией побед. Они стремились перевоспитать человека в духе буржуазных добродетелей. Наиболее действенным движение Просвещения становится во Франции. Французские просветители (Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо и др.) искали пути разумной организации общества. Они отрицали существующий строй, звали к борьбе с ним. Их произведения отличались революционной страстностью. Их идеи и требования воплощались в лозунге - свобода, равенство и братство для всех людей. Особые черты носило творчество немецких просветителей Г. Лессинга, И. Канта и др. Они ратовали за национальное самосознание немцев, призывали к объединению.В пределах идеологии Просвещения возникли и художественные направления, основными из которых являются просветительский реализм и сентиментализм. Представителем европейского сентиментализма был Ж.Ж. Руссо.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал