Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура постмодерна.






Термин " постиндустриальное общество" появился в США – на рубеже 50-60-х гг. ХХ в. у американского социолога Д. Белла для характеристики нового этапа американского общества. С конца 60-х начинает развиваться теория постиндустриального общества, отличительными чертами которого называют массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем и значение научного знания и информации, развитие средств коммуникации, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством. В 70-80-е гг. концепция постиндустриального общества развивается главным образом как теория, призванная описать воздействие новейших информационных технологий на социум. Таким образом, ключевая роль в новом обществе отводится информации и электронным средствам, обеспечивающим техническую базу для ее использования и распространения. В связи с этим, широкое распространение получил термин " информационное общество", в общем-то, дублирующий понятие " постиндустриальное общество", и использующийся для обозначения цивилизации, в основе развития и существования которой лежит особая субстанция, именуемая " информацией", обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека и, тем самым, определяющая одновременно и социокультурную жизнь человека, и его материальное бытие. Возможность преодоления подобной ситуации теоретики постиндустриального общества видят в развитии технологий, главным образом электронных, то есть, резервы гуманизации техники, по их мнению, следует искать в развертывании самого технического прогресса, а не отказа от него. Только с развитием компьютерной технологии, стал возможным отход от массовости производства, оно стало более гибким и нацеленным на удовлетворение самых разнообразных потребностей. Но, вместе с тем, связывать переход к новому историческому периоду только лишь с научно-техническими достижениями, было бы не слишком корректно. В этом случае имел бы место отход на позиции технократизма. Тоффлер подчеркивал, что демассификация производства происходит параллельно с утверждением новых стилей труда, новых ценностей, нового разнообразия, и эти изменения не сводятся только лишь к экономической сфере, они носят глобальный характер, проникая во все области жизнедеятельности людей. По его мнению, изменения в неэкономических сферах как раз и помогут определить, что происходит в сфере экономической.

56. «Массовая культура» как феномен.

В понятии массовой культуры нашли отражение существенные сдвиги в механизме культуры – развитие средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидения, иллюстрированные журналы, дешёвые " карманные" книги, муз. диски); индустриально-коммерческий тип производства и распределения стандартизированных духовных благ; относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс; увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете средней семьи. Массовая культура утверждает тождественность материальных и духовных ценностей, в равной степени выступающих как продукты массового потребления; понятие " бестселлер" приобрело в ней универсальный характер. Осмысление массовой культуры было начато О. Шпенглером, Х. Ортегой-и-Гасетом, Т. Адорно в связи с концепцией " массового общества". С 50-х гг. ХХ в. преобладает критический анализ массовой культуры с позиций традиционного либерального гуманизма (Э. Фромм, Г. Маркузе, Э. Морен), когда массовая культура интерпретируется как предельное выражение духовной несвободы, средство отчуждения и угнетения личности.

 

 

1. Понятие культуры.

2. Структура культуры.Основные функции культуры.

3. Классификация искусств.

4. Культуры социальных общностей.

5. Культура этнонациональных и территориальных общностей.

6. Представление о культуре в эпоху античности.

7. Представление о культуре в средние века.

8. Изменение представлений о культуре в новое время.

9. Культура в концепциях И.Г. Гердер и Д. Вико.

10. Школа эволюционистов о культуре.

11. Школа диффузионистов о культуре (Ф. Ратцель, Л. Фробениус).

12. Теория контркультуры Ф. Ницше.

13. Локальные цивилизации А. Тойнби.

14. Тотальная история французской школы " Анналов".

15. Культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского.

16. Цивилизация в концепции культуры О. Шпенглера.

17. Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации.

18. Европоцентризм, эгалитаризм, американоцентризм, афроцентризм.

19. Этапы культурной эволюции эпохи палеолита.

20. Происхождение палеолитического искусства и его основные черты.

21. Религиозные воззрения в системе архаического мировосприятия (тотемизм, …).

22. Основные центры раннеземледельческой культуры (Передняя Азия, Балканы, Туркменистан).

23. Мифология: сущность и происхождение.Классификация мифов.

24. Зарождение письменности. Основные этапы в ее развитии.

25. Особенности древнеегипетской культуры.Основные периоды в ее развитии

26. Религиозно-мифологическая система Древнего Египта.

27. Система ценностей в Месопотамской цивилизации.

28. Религиозно-мифологическая система Месопотамии.

29. Письменность Месопотамии (писцы, глиняные таблички, библиотеки).

30. Основные стереотипы мышления в Древней Индии.

31. Варновая структура древнеиндийского общества и культура.

32. Традиционализм древнекитайской культуры.

33. Особенности древнегреческой культуры. Периодизация.

34. Архаический период в развитии др/гр культуры.

35. Классическая др/гр культура.

36. Архаические религиозно-мифологические представления древних греков.

37. Олимпийская мифология

38. Эллинистическая культура.

39. Система ценностей римской культуры.

40. Культура Древнего Рима периода Республики.

41. Культура Древнего Рима периода Империи.

42. Особенности средневековья и его культуры. Художественные стили средневековья.

43. Культура раннего средневековья

44. Культура зрелого средневековья.

45. Изменения в сфере культуры в эпоху Возрождения. Периодизация возрож. культуры. Понятие Северного Возрождения.

46. Культура эпохи Возрождения в Италии.

47. Культура эпохи Возрождения в Германии, Англии, Франции.

48. Византийская культура IV – первой половины VII вв.

49. Византийская культура второй половины VII – XIII вв.

50. Византийская культура XIII – середины XV вв.

51. Особенности европейской культуры нового времени.Концепция Просвещения и его черты.

52. Основные черты барокко. Виленское барокко.

53. Классицизм в развитии европейской культуры.Романтизм.

54. Художественная культура конца ХІХ – начала ХХ в. и мироощущение человека.

55. Культура постмодерна.

56. «Массовая культура» как феномен.

 

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал