Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава III. Национально-освободительное движение народов Чечни и Дагестана в 30-40-х годах ХIХ века. Имам Шамиль






Первая половина XIX в. в истории российско-горских отношений в исторической науке получила название Кавказская война. Одни ученые датируют ее 1817-1864 годами – со времени появления А.П.Ермолова на Кавказе до поражения адыгов на Черноморском побережье. Другие считают началом войны конец 20-х гг. XIX в., когда был провозглашен имамом Гази-Магомед, а окончание, относят к 1859 г., когда состоялось пленение Шамиля. Третья группа ученых, учитывая достаточную условность термина «Кавказская война», предлагают говорить о народно (национально)-освободительном движении горцев Чечни и Дагестана в 20-50-х гг. XIX века.

Главная причина длительной Кавказской войны в XIX в. заключалась во все возрастающем колониальном расширении Российской империи в южном направлении, что удовлетворяло не только интересы государства в целом, но и корпоративные интересы дворянско-помещичьих и торгово-буржуазных сословий. Это «расширение» осуществлялось преимущественно силой – за счет захвата территорий малых народов.

Перед российскими генералами ставилась четкая задача: горцев подчинить, а если не подчинятся – «истребить совершенно». В качестве предлога были пущены в ход обвинения горцев в «набегах» и «хищничествах», в природной дикости и отсталости. При этом умалчивалось, что основную часть продовольствия и фуража на свое содержание царские полки на Северном Кавказе добывали грабежом горских аулов. Конечно, как и любая империя, Российская империя несла колонизируемым народам определенный универсальный порядок и экономические перспективы, но за это горцам следовало заплатить высокую цену – всеобщим и безусловным рабством.

Надо отметить, что в самом горском обществе были объективные предпосылки, способствующие экономической, а затем и политической ориентации горцев на более развитую Россию. Российская ориентация в Чечне как предпочтительное направление во внешней политике страны, несомненно, присутствовала. Это обстоятельство усугубило и без того сложную общественно-политическую ситуацию в стране.

По мнению большинства историков, формирование обще-народного движения сопротивления экспансии России на Северном Кавказе стало прямым ответом на жестокую тактику генерала Ермолова. Объединяющей идеологией повстанцев стало религиозное учение мюридизма. Однако, хотя лидеры горцев выступили под религиозными лозунгами и провозгласили свою борьбу «газаватом» – войной за веру, на самом деле их деятельность носила чисто военно-политический характер. Первым использовал учение мюридизма для достижения политических целей чеченский шейх имам Мансур, попытавшийся в конце XVIII в. объединить горцев разных национальностей в рамках единого теократического государства. Примерно через полвека аналогичную попытку предприняли дагестанские суфийские шейхи. Считается, что первым проповедь газавата в Дагестане начал шейх Мухаммед Ярагинский. В основе пропаганды М.Ярагинского лежали требования социальной справедливости, находившие живой отклик у подавляющего большинства горцев.

В 1829 г. руководство национально-освободительным движением перешло в руки ученика и наследника М.Ярагинского Гази-Мухаммеда. Он был провозглашен имамом – верховным предводителем мусульман Дагестана (включая, видимо, и Чечню). Ближайшими его сподвижниками являлись гимринский уздень Шамиль и выходец из хунзахской знати Гамзат-бек. Свою деятельность Гази-Мухамед начал с попыток физического уничтожения своих политических противников из числа горской знати, которые склонялись к мирным отношениям с Россией. Но эти попытки оказались неудачными. Гази-Мухамед едва сам не попал в плен и был вынужден какое-то время скрываться.

В 1830 г. Гази-Мухамед благодаря успешной агитации своих сторонников объявился с большим почетом в Чечне. Его сопровождал небольшой отряд вооруженных дагестанцев. Вскоре общая численность воинов Гази-Мухамеда достигла 12 тысяч. Большинство их были выходцами из чеченских аулов. Гази-Мухамед строил планы захвата всех крупных крепостей в Чечне и Дагестане: Кизляра, Грозной, Внезапной. Попытка захватить Дербент в 1831 г. закончилась неудачей. Но вслед за этим отряды Гази-Мухамеда делают стремительное движение к низовьям Терека и внезапно захватывают Кизляр. Затем Гази-Мухамед предпринимает карательный поход против ряда чеченских селений, которые отказали ему в поддержке: Старый Аксай, Кошкельды, Аллер-аул, Гудермес и др. Это, однако, не помогло ему остановить продвижение русских войск. Под их натиском Гази-Мухамед, «…очень недовольный чеченцами за изъявление ими покорности русским», отступил обратно в Дагестан. Вскоре после этого, в октябре 1832 г. Гази-Мухамед погиб в своем родном селении Гимры, которое взяли штурмом русские войска. Неотлучно находившийся при имаме Шамиль спасся благодаря своей исключительной храбрости и физической выносливости. Будучи раненным, он шашкой прорубил себе путь через строй солдат и бежал из захваченного селения.

Официальным преемником Гази-Мухамеда стал Гамзат-бек Аварский. Шамиль считался ближайшим сподвижником и второго имама, хотя, очевидно, между этими двумя лидерами отношения складывались непросто. Предводительство Гамзат-Бека оказалось недолгим. В результате междоусобных распрей и интриг он был убит осенью 1834 г.

Третьим имамом был провозглашен Шамиль. Шамилю удалось преодолеть разногласия с чеченскими предводителями, среди которых видную роль играл Ташу-Хаджи. Совместно с отрядами Ташу-Хаджи войска Шамиля сумели успешно противостоять наступательным операциям русских военных экспедиций в Дагестане и Чечне. Видя в лице Шамиля сильного противника, царское правительство в 1837 г. попыталось вызвать его на дипломатические переговоры, обещая ему даже личную встречу с царем. Шамилю предлагали признать его власть над Дагестаном в обмен на признание им российского суверенитета над собой. Но Шамиль к тому времени настолько упрочил свое положение, что не видел причин, по которым ему следовало променять уже имевшийся у него статус фактически независимого правителя на высокую должность в российской государственной машине. И он отказался от встречи с царем.

В 1839 г. состоялось кровопролитное сражение царских войск с воинами Шамиля у укрепленного дагестанского селения Ахульго. Укрепление Ахульго после долгой осады пало, но самому Шамилю удалось выскользнуть из кольца окружения и скрыться на территории Чечни. Там его встретили весьма радушно, хотя положение его было весьма непростым. Несмотря на формальный титул имама Чечни и Дагестана, реально Шамиль находился в полной зависимости от принимавших его чеченских лидеров – Ташу-Хаджи и др.

Но, как это бывало и ранее, чеченские крестьяне с недоверием относились к собственным предводителям, опасаясь чрезмерного усиления их власти. Именно поэтому чеченцы традиционно предпочитали приглашать на княжение феодалов от соседних народов: они не имели родственной поддержки в среде чеченцев и могли быть сравнительно легко изгнаны. Это обстоятельство сыграло определенную роль в решении народных собраний чеченских обществ и отдельных селений обратиться в начале 1840 г. именно к Шамилю с просьбой возглавить восстание.

Свое быстрое возвышение в Чечне Шамиль поспешил использовать для того, чтобы окончательно подорвать влияние своего могущественного союзника – Ташу-Хаджи. В отличие от «прямоидущего» Ташу-Хаджи, требовавшего от чеченцев соблюдения шариата во всей полноте, Шамиль сделал жителям Чечни в этом вопросе много «послаблений», чем еще больше привлек их на свою сторону.

В 1840-1841 гг. Шамиль сделал вотчину Ташу-Хаджи – Ичкерию – своей основной базой, где по примеру предшественника учредил ставку в стратегическом месте – районе аула Дарго. Здесь сложилась столица имамата – молодого государства, воплощавшего в себе национальные чаяния народов Чечни и Дагестана.

В 1842 г. по требованию Николая I была организована военная экспедиция, перед которой стояла задача – уничтожить аул Дарго. Но воинским колоннам было не суждено даже приблизиться к аулу. По дороге они постоянно попадали под непрерывные обстрелы чеченских отрядов, несли тяжелые потери, и, в конце концов, были вынуждены повернуть обратно. В течение 1843-1845 гг. царским правительством предпринимались еще несколько серьезных попыток переломить военную ситуацию на Северном Кавказе, но все они были тщетны. Инициатива ведения военных действий принадлежала не царским генералам, а Шамилю.

 

Глава IV. Чечня и Дагестан в период расцвета и кризиса имамата (конец 40-х – 50-е гг. ХIХ века)

В результате успехов, одержанных горцами в начале 40-х годов ХIХ в., под властью Шамиля оказались обширные территории Дагестана и Чечни, с общей численностью населения до 500-600 тыс. человек.

Особенность нового государства заключалась в том, что оно создавалось в ходе ожесточенной войны, и именно ведение военных действий против внешнего врага стало основной функцией имамата. В основу государственного строительства были положены принципы, известные еще со времен первого Арабского халифата. В соответствии с этим первому лицу государства – имаму – принадлежала высшая государственная и духовная власть.

В 40-х гг. были разработаны и приняты письменные своды законов и положений, регламентирующих не только деятельность государственного аппарата, но и повседневную жизнь жителей имамата в соответствии с нормами шариата. По существу, Шамиль предпринял вторую в истории Чечни и Дагестана, после шейха Мансура, попытку создать исламское военно-теократическое государство. На этом поприще он также встретил сопротивление горцев, не желавших отказываться от привычных им адатов и традиционного образа жизни вполне демократического свойства. Эта борьба, особенно в Чечне, оказалась нелегкой для имама, чем, видимо, объясняется тот факт, что многие положения принятых им законов (низамов) существенно отличаются от норм, изложенных в шариате. Российский историк Р.Фадеев писал: «Из всех восточных горцев, чеченцы больше всех сохранили личную и общественную самостоятельность и заставили Шамиля, властвовавшего в Дагестане деспотически, сделать им тысячу уступок в образе правления, в народных повинностях и обрядовой строгости веры».

Несмотря на теократический фасад и видную роль духовенства, по сути дела, власть в имамате отходила к быстро формировавшейся военной верхушке. Хотя большинство наибов имели духовное звание, они были, прежде всего, военными предводителями, и власть их держалась на военной силе.

Для содержания многочисленного воинства население имамата облагалось весьма тяжелыми налогами и повинностями. Например, все мужчины в возрасте от 15 до 50 лет должны были числиться в ополчении. Каждая крестьянская семья должна отдавать большую часть урожая на нужды ополчения. Нередко это вызывало недовольство крестьян, которое пресекалось жестокими наказаниями.

Неприкрытая эксплуатация крестьянства, захват общественных земель и присвоение большей части военной добычи превратили окружение Шамиля и его самого в новую феодальную верхушку, обладавшую большими богатствами.

Неизбежным итогом политики Шамиля стал внутренний кризис, признаки которого проявились уже в середине 40-х гг. Именно в этот период некоторые жители Чечни бегут из имамата на территорию России. Как писали в своих докладах царские администраторы, «народ, на первых порах предавшийся всей душою новому учению, охладел к нему, когда испытал на деле чудовищный деспотизм управления, обещанного ему вначале как идеал земной жизни».

Тем не менее, военные действия царских войск в горных районах Чечни и Дагестана продолжали терпеть неудачу за неудачей. Это заставило царские власти изменить тактику. Идея, принятая на вооружение царским командованием, состояла в том, чтобы отторгнуть от имамата равнинные земли Чечни, являвшиеся его главной продовольственной и экономической базой. С этой целью на чеченских землях, по берегам р.Сунжи, стали расселять новых военных поселенцев – казаков. Казачьи станицы превращались в крепости. Одновременно производилась массовая вырубка чеченских лесов.

Наряду с военными действиями российские власти прилагали последовательные усилия, чтобы привлечь на свою сторону горское мусульманское духовенство. С целью помешать распространению мюридизма правительство направляло из Казани татарских мулл, исполнявших должность муфтия мусульман Кавказа. В 1849 г. правительство создает 8 духовных школ для мусульман Кавказа. Российские власти полагали, что в стенах этих учебных заведений им удастся подготовить новое поколение горских мусульманских мулл, лояльных империи.

Впрочем, среди мусульманского духовенства Северного Кавказа было немало духовных лиц, категорически выступавших против воинственной политики «дагестанских имамов». Они подвергали жестокой критике военно-тоталитарное государство, созданное Шамилем. Некоторые влиятельные наибы Шамиля, среди них был и Хаджи-Мурат, вступили в тайные переговоры с российским командованием. Хаджи-Мурат, обвиненный Шамилем в измене, бежал через Чечню к русским. Однако семья его оказалась в руках Шамиля, что вынудило Хаджи-Мурата совершить еще один побег, уже от русских обратно к Шамилю. Эта попытка стоила ему жизни.

В конце 1851 г. на сторону русских открыто перешел наиб Бата Шамурзаев. Он активно участвовал в войне против имама, был произведен в капитаны и награжден 500 десятинами земли. Учитывая его заслуги (а, возможно, и в качестве примера для других потенциальных перебежчиков), российские власти сделали его наибом Качкалыковского наибства.

В начале 50-х гг. государство Шамиля переживало глубокий внутренний кризис. В верхушке имамата преобладало всеобщее недоверие и подозрительность, так как в каждом влиятельном предводителе Шамиль видел своего соперника. Преисполненный решимости обеспечить переход власти к своему сыну Гази-Мухаммеду, Шамиль был готов погубить каждого, кого заподозрит в противодействии своим планам. Среди населения царило глубокое уныние, так как война уже истребила цвет горцев, а ее продолжение не сулило никаких светлых перспектив.

Внутренняя слабость имамата не позволила Шамилю воспользоваться в полной мере благоприятной политической обстановкой, сложившейся в период Крымской войны 1853-1856 гг. В планах союзников по антироссийской коалиции Кавказу отводилась роль одного из главных театров военных действий. Турция пообещала Шамилю военную поддержку. Однако внутренние раздоры в имамате помешали Шамилю вести эффективные действия против российских войск. Зато российскому командованию удалось собрать до 12 тысяч горцев Северного Кавказа (в том числе около 1 тыс. чеченцев) в добровольческие воинские соединения, которые приняли активное участие в военных действиях против турецких войск в Закавказье.

Крымская война не только не ослабила давление России на горцев Северного Кавказа, но, напротив, побудила ее усилить свое наступление с целью скорейшего завершения войны. Наряду с систематическим наступлением на чеченские земли было разработано особое положение об управлении чеченцами. Предусматривалось, в частности, назначить особого начальника над всем чеченским народом, создать особый чеченский суд, учредить Чеченский округ во главе с окружным старшиной, которому должны были непосредственно подчиняться сельские старшины.

Все эти обстоятельства все чаще приводили к бегству в российские границы не только простых жителей, но и высокопоставленных лиц имамата.

Наращивая военные усилия для быстрейшего и победоносного завершения Кавказской войны, Россия перебрасывает на театр военных действий все новые и новые войска, доведя их численность к 1859 г. до 308 тыс. солдат и офицеров, из которых 200 тыс. приходились на Чечню и Дагестан. Результаты тактики массированного давления российского командования не замедлили сказаться – чеченцы отпадали от имамата целыми обществами. К 1858 г. от Шамиля окончательно «отошли» Большая и Малая Чечня. Шамиль еще надеялся, что ему удастся организовать длительное сопротивление в горах, однако горная война уже не представляла для русского командования неразрешимых трудностей. Накопленный за долгие годы большой практический опыт действий в горах был систематизирован и достаточно хорошо усвоен большинством командиров.

Весной 1859 г. русские войска занимали столицу имамата – Ведено. Покинутый почти всеми чеченскими наибами, которые остались без войск, Шамиль бежал в Дагестан. Однако и там его ждал полный крах: наиболее приближенные к нему сподвижники один за другим переходили на сторону русских.

В августе 1859 г. 30-тысячная русская армия под командованием князя А.И.Барятинского осадила аул Гуниб, где укрылся Шамиль с 400 наиболее преданными мюридами. Силы были неравны, и Шамиль принял решение сдаться. Царское правительство объявило Шамиля почетным пленником, определив ему и его семье местом пребывания город Калугу и годовое содержание в 20 тыс. рублей.

Кавказская война являлась самым крупным и значимым общественно-политическим и государственным событием в истории России ХIХ в. В течение 1840-1859 гг., в период имамата Шамиля, Россия тратила на Кавказ одну шестую государственных доходов и ежегодно теряла тысячи солдат и офицеров. Всего с 1801 г. по 1864 г. на Кавказе на полях сражений, от ран, эпидемий, невыносимых условий жизни погибли почти 400 тыс. русских солдат.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал