Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XIX. Восстановление Чечено-Ингушской АССР. Развитие республики в 60-80-е годы XX века






19 января 1957 г. был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР». Этот государственный акт знаменовал собой официальное прекращение 13-летней депортации чеченского и ингушского народов. В том же году была восстановлена и национальная автономия балкарцев, карачаевцев и калмыков.

Несмотря на то, что Указ говорил о «восстановлении» Чечено-Ингушской АССР, на самом деле новая Чечено-Ингушетия сильно отличалась от «старой», как по территории, так и по составу населения. Советские власти под предлогом того, что, оставаясь в прежних границах, республика не смогла бы полностью обеспечить свое поголовье скота кормами, приняли решение сохранить в составе новой Чечено-Ингушской АССР Каргалиновский, Шелковской и Наурский районы, входящие в Грозненскую область, а ранее принадлежавшие Ставропольскому краю. На самом же деле это обстоятельство должно было сохранить численное преобладание русского населения над горским. Кроме того, из старых границ Чечено-Ингушской АССР было отрезано 1600 кв.км плодородных земель Пригородного района в пользу Северо-Осетинской АССР.

Интересы верхушки старого партийного и советского руководства Грозненской области заключались, прежде всего, в срыве восстановления автономии чеченцев и ингушей. В случае неудачи местные национал-патриоты рассчитывали предпринять все возможные меры, чтобы сделать чеченцев и ингушей национальным меньшинством в собственной республике. Как известно, еще в 20-30-е гг. благодаря исключительному значению Грозного и его нефтяной промышленности для всей страны, а также численному преобладанию грозненской (почти исключительно русской по составу) городской партийной организации, высшие партийные посты в Чечено-Ингушетии занимали русские коммунисты, направляемые сюда Центральным Комитетом и лишь формально «избираемые» местной парторганизацией. В восстановленной же Чечено-Ингушской АССР чеченцы и ингуши должны были составить не более половины населения, что надолго гарантировало бы преобладающие позиции русской партийно-советской номенклатуры во главе с первым секретарем обкома А.И.Яковлевым. Последний, опираясь на шовинистические настроения местных партийцев, открыто заявлял, что считает большой ошибкой решение по реабилитации репрессированных народов. Но это была позиция не всех грозненских коммунистов. Немало порядочных членов партии высказывалось за восстановление исторической справедливости.

Восстановление Чечено-Ингушской АССР сопровождалось значительным обострением борьбы между различными националистически настроенными группировками внутри местных партийно-советских элит.

Так, в результате закулисных интриг руководства Северной Осетии, к этой республике отошли территория Пригородного района и часть территории Назрановского и Малгобекского районов Чечено-Ингушской АССР.

Под различными предлогами партийные и государственные органы не только Грозненской области, но и союзные ведомства стремились максимально замедлить процесс возвращения чеченцев и ингушей на свою историческую родину. Согласно разработанному в верхах плану, выселенные в 1944 г. в течение 8 дней вайнахи должны были проделать обратный путь небольшими группами и не менее чем за 4 года – с 1957 по 1960 гг. Обратное переселение должно было происходить по специальным разрешениям органов МВД и Организационного комитета по Чечено-Ингушской АССР. Комитет размещался в Грозном, а его главой был назначен М.Г.Гайрбеков, талантливый советский аппаратчик и хозяйственник, занимавший различные (и довольно высокие) должности в партийном аппарате еще с 30-х гг. Одновременно М.Г.Гайрбеков занимал пост председателя Совета министров Чечено-Ингушской АССР и проработал в этой должности до самой смерти в 1971 г. По существу с его именем связано второе рождение Чечено-Ингушской АССР и ее мощное становление.

Исходя из того, как развивались события, можно предположить, что некоторые оппозиционные Н.С.Хрущеву высшие партийные и государственные лица пытались оказать поддержку группировкам, препятствовавшим процессу восстановления Чечено-Ингушской АССР. Партийно-советские органы бывшей Грозненской области явно саботировали распоряжения ЦК КПСС: они почти ничего не делали для размещения возвращающихся на родину чеченских и ингушских семей. Проживавшие в чеченских селениях «новые поселенцы» не были своевременно отселены, что по приезде первой волны горцев вызвало резкое обострение межнациональных отношений.

Республиканские власти оказались не в состоянии не только разумно организовать процесс возвращения чеченцев, но и проконтролировать процесс их расселения внутри республики. Понятно, что бывшие спецпереселенцы стремились вернуться в свои старые дома и вновь занять свои прежние земельные участки. Но местные власти проявляли полное безразличие к решению этой проблемы. Как ни дико, но чаще всего чеченцам приходилось выкупать свои дома и земли у новых владельцев. В отдельных случаях, встретившись с упорным отказом от продажи и отъезда, они добивались своего путем угроз. Естественно, все это создавало серьезные жизненные проблемы для тех, кто, поверив советской власти, «навечно» поселился на Кавказе, а теперь вновь был вынужден искать пристанище.

Постоянные ссоры и скандалы из-за домов и участков нередко выливались в драки и беспорядки. В августе 1958 г. в Грозном вспыхнули массовые беспорядки, продолжавшиеся несколько дней. Поводом к ним стала жестокая драка между группами молодых людей разных национальностей. В центре города произошла многотысячная шовинистическая античеченская демонстрация, которая быстро переросла в чеченский погром. Главное требование «повстанцев» состояло в немедленной повторной депортации чеченцев и ингушей. Лишь ввод в Грозный регулярных войск позволил несколько остудить страсти…

События в Грозном никак не отразились на темпах возвращения чеченцев и ингушей в свою республику, в основном завершившегося к концу 1961 г. Из числа репатриантов лишь примерно пятая часть смогла поселиться в заново приобретенных собственных или вновь построенных домах. Все остальные либо арендовали временное жилье, либо проживали совместно с родственниками и другими близкими им людьми. В результате искусственных сдвигов границ территорий, «поправок» в расселении репрессированных народов, к 1961 г. чеченцы и ингуши составили 41% населения республики, в то время как в 1939 г. их доля достигала 58, 4%.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал