Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-общественные, демографические и культурные процессы
Кроме того, имевшиеся в республике средние школы почти полностью утратили национальный характер. Если до депортации 1944 г. преподавание в начальных сельских школах велось исключительно на чеченском языке, то теперь почти повсеместно языком преподавания стал русский. Власти объясняли сложившееся положение отсутствием достаточного количества национальных учителей. Вместе с тем власти не спешили исправлять положение, утверждая, что благодаря преподаванию на русском языке с первого года обучения дети хорошо знают русский язык и впоследствии легче усваивают программу старших классов. Но в чеченских селах, где русское население почти полностью отсутствовало, учителям первых классов приходилось затрачивать огромные усилия, чтобы научить детей русскому языку. В результате школьная программа плохо усваивалась. Все это вело к тому, что в целом образовательный уровень чеченцев к началу 60-х гг. был в 17 раз ниже, чем в среднем по стране. Такой колоссальный разрыв в образовательном уровне создавал массу проблем в деле адаптации чеченского народа к условиям индустриального общества, которое сложилось в СССР. Хотя впоследствии разрыв в образовательном уровне между чеченцами и другими народами страны понемногу сокращался, отставание продолжало быть все же ощутимым.
Русский язык для многих стал вторым родным языком. Происходила широкая культурная дуализация чеченского общества, когда наряду с национальными духовными ценностями получили признание и духовные ценности советской (русской) культуры. В этом весьма велика была роль русских учителей, многие из которых работали в чеченских школах даже самых глухих аулов. Чеченская молодежь и интеллигенция в первую очередь своим приобщением к мировой культуре были обязаны русскому учителю и русскому языку. Как ни парадоксально, но развитию этого процесса, помимо всего прочего, способствовала и сезонная миграция сотен тысяч чеченских рабочих («шабашников»), которые половину своей жизни проводили вне национальной среды. Снижение общей численности чеченцев и ингушей в конце 40-х гг. почти в 2 раза в результате сталинского геноцида было быстро преодолено благодаря чрезвычайно высоким темпам рождаемости, характерным на протяжении второй половины ХХ в. Одновременно в равнинных чеченских селениях вновь создалась ситуация аграрного перенаселения, характерная для этих районов уже с последней трети XIX в. Часть избыточного населения направилась из чеченских селений в близлежащие станицы, что в очень короткий срок привело к коренному изменению их национального состава – численность русского населения Чечено-Ингушетии со второй половины 70-х гг. постоянно сокращалась. Однако этот процесс нельзя рассматривать как результат «национального давления». Тут главную роль сыграл чисто экономический фактор – общий упадок Грозненского нефтепромышленного района. Снижение добычи нефти повлекло за собой сокращение числа рабочих мест, уменьшение заработков. Все это вызвало к жизни устойчивую эмиграцию из республики русского и русскоязычного населения.
В некоторой степени острота проблемы перенаселения республики в 60-80-е гг. XX в. снималась за счет миграции части избыточного сельского населения за пределы Чечено-Ингушетии. Еще до середины 70-х гг. не менее 20 тыс. чеченцев переехали на постоянное место жительства в Ростовскую область, Калмыкию и на Ставрополье. Чеченцы добровольно возвращались в республики Средней Азии и Казахстан, а затем у чеченских переселенцев появились новые адреса: Астраханская, Волгоградская, Тюменская области и крупнейшие города России, включая Москву. По данным переписи 1989 г., почти четверть чеченцев постоянно проживали вне пределов Чечено-Ингушской АССР. Кроме того, ежегодно более 100 тыс. человек, объединенных в строительные бригады, выезжали за пределы республики на сезонные заработки, что позволяло поддерживать достаточно высокий уровень жизни у большинства сельского населения. Не случайно поэтому, что, когда общий экономический кризис, охвативший советскую экономику в конце 80-х гг., оставил без работы (а, следовательно, и без средств к существованию) тысячи чеченских «шабашников» и их семьи, - социальная напряженность в Чечено-Ингушетии резко усилилась. Оставшееся население концентрировалось в сельских районах, хотя из-за недостатка земель и не занималось больше сельским хозяйством, что стало причиной социальной и культурной маргинализации чеченского общества.
|