![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 3. 1. Предмет административного права
1. Предмет административного права. Предмет административного права - совокупность общественных отношений возникающих в процессе организации и функционирования органов государственного управления, осуществления государственного управления, сфера общественной жизни, функционирования административной юстиций и привлечения к административной ответственности. Предмет админ. права составляют общественные отношения, возникающие с целью реализации и защиты прав граждан, образования нормальных условий для функционирования общества и государства. Такие отношения связаны с: 1) деятельностью ОИВ (органов исполнительной власти), 2) внутри организационной деятельностью других гос. органов, предприятий, учреждений, организаций, 3) управленческой деятельностью ОМС 4) осуществлением негосударственными субъектами. делегированных полномочий ОИВ 5) рассмотрением судами дел о админ. правонарушения. Предмет административного права составляет широкий комплекс общественных отношений, возникающих в связи с реализацией функций исполнительной власти, содержанием которой является управление обществом. В первую очередь, к предмету административного права принадлежат так называемые «классические управленческие отношения», то есть общественные отношения, возникающие во время осуществления государственного управления в сфере экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности. Важно отметить, что к предмету административного права, кроме внешних, принадлежат и внутриорганизационные управленческие отношения, складывающиеся в процессе внутренней организации и деятельности аппарата иных государственных органов (аппарата прокуратуры, аппарата суда, Секретариата Верховной Рады Украины, Администрации Президента Украины и др.), а также в администрациях государственных предприятий, учреждений и организаций. К предмету административного права относятся также общественные отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью административных судов, то есть в сфере административной юстиции. И, наконец, к предмету административного права относятся общественные отношения, которые возникают в связи с применением мер административного принуждения и административной ответственности к физическим и юридическим лицам. Особенностью предмета административного права выступает то, что им является не само государственное управление, а общественные отношения, в связи с управлением возникают. Именно это позволяет отнести к предмету административного права и негосударственные виды управленческого воздействия (например, в сфере коммерческой, предпринимательской деятельности). 2. Центральные органы исполнительной власти со специальным статусом как субъекты государственного управления. Центральные органы исполнительной власти со специальным статусом имеют определенные Конституцией и законодательством Украины особые задачи и полномочия, по ним может устанавливаться специальный порядок создания, реорганизации, подконтрольности, подотчетности, а также назначения и увольнения руководителей и решения других вопросов. Эти органы возглавляют председатели. Примером органа со специальным статусом является Антимонопольный комитет Украины. Как определено Законом Украины " Об Антимонопольном комитете Украины" Антимонопольный комитет является государственным органом со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности и в сфере государственных закупок. Антимонопольный комитет Украины подконтролен Президенту Украины и подотчетен Верховной Раде Украины. Основной задачей Антимонопольного комитета Украины является участие в формировании и реализации конкурентной политики в части: 1) осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции на принципах равенства субъектов хозяйствования перед законом и приоритета прав потребителей, предотвращения, выявления и пресечения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции; 2) контроля за концентрацией, согласованными действиями субъектов хозяйствования и регулированием цен (тарифов) на товары, которые производятся (реализуются) субъектами естественных монополий; 3) содействие развитию добросовестной конкуренции; 4) методического обеспечения применения законодательства о защите экономической конкуренции; 5) осуществление контроля по созданию конкурентной среды и защиты конкуренции в сфере государственных закупок. Другой пример - Служба безопасности Украины. Это государственный правоохранительный орган специального назначения, обеспечивающий государственную безопасность Украины. Служба безопасности Украины подчинена Президенту Украины и подконтрольна Верховной Раде Украины. На Службу безопасности Украины возлагается в пределах определенной законодательством компетенции защита государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со отдельных организаций, групп и лиц, а также обеспечение охраны государственной тайны. В задачи Службы безопасности Украины также входит предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений против мира и безопасности человечества, терроризма, коррупции и организованной преступной деятельности в сфере управления и экономики и других противоправных действий, которые непосредственно создают угрозу жизненно важным интересам Украины. 3. Организационно-правовые основы управления в области экологии и при-родных ресурсов. Министерство экологии и природных ресурсов Украины Нормативно-правовые основы: 1. Лесной кодекс 1994г.; 2. Земельный кодекс 2001г.; 3. Водный кодекс 1995г.; 4. ЗУ «Об охране окружающей природной среды» 1991г.; 5. ЗУ «Об экологической экспертизе» 1995г.; 6. ЗУ «Об охотничьем хозяйстве и охоте» 2000г.; 7. Положение о Министерстве экологии и природных ресурсов Украины.
|