Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система административного права. Подотрасли и правовые институты административного права.
Система административного права - это внутреннее строение отрасли, отражает последовательное размещение элементов - институтов и норм, образующих ее единство и структурную взаимосвязь. Из курса «Теории государства и права" известно, что вся правовая система делится на области, которые классифицируются по трем главным группам: - Профилирующие (первичные, фундаментальные, самостоятельные) - государственное, административное, гражданское, уголовное право и их процессуальные аналоги; - Специальные - земельное, финансовое, трудовое, семейное, исправительно-трудовое право; - Комплексные - хозяйственное, сельскохозяйственное, природоохранное, жилищное, морское и т.п.. Административное право относится к категории фундаментальных и, будучи частью правовой системы Украины, имеет свою внутреннюю устройство, собственную систему, связанную с административно-правовыми нормами, институтами, подотраслями. Необходимо различать систему административного права, т.е. совокупность подотраслей, институтов и норм административного права, и систему административного законодательства, которая представляет собой совокупность действующих законодательных и других нормативных актов, которые связаны между собой и регулируют соответствующие отношения в сфере государственного (публичного) управления. Общая часть административного права объединяет нормы, закрепляющие принципы государственного управления; правовое положение субъектов административного права (органов исполнительной власти, государственных служащих, граждан и др.).: формы и методы исполнительной и распорядительной деятельности: административный процесс, средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Особенная часть административного права содержит нормы, регулирующие управления промышленностью, агропромышленным комплексом, социально-культурной сферой (образованием, наукой и др.)., административно-политической деятельностью (управление внутренними делами, управления юстицией), а также межотраслевое государственное управление в сферах статистики, стандартизации, ценообразования и т.д.. Специальная часть объединяет нормы, регулирующие административно-правовую деятельность субъектов управления конкретными сферами. Например, административная деятельность органов внутренних дел. Содержание общей и особенной частей административного права является взаимозависимым и составляет единое целое. Нормы общей части применяются ко всем институтам особенной части. Наряду с разделением на две основные части (общую и особенную), система административного права состоит из административно-правовых институтов - групп норм, регулирующих тесно связаны, однородные общественные отношения (например, государственной службы, административной ответственности, местного самоуправления) Вместе с тем в теории административного права существует разделение административного права и на подотрасли, такие как: - Законодательство в области организации и функционирования органов исполнительной власти; - Законодательство о государственной службе; - Законодательство в области управленческого процесса (управленческих процедур); - Законодательство об административных правонарушениях и производство по ним; - Законодательство в области защиты прав и свобод граждан; - Законодательство о милиции, налоговой милиции и таможенную службу (в сфере деятельности правоохранительных органов); - Законодательство в области образования (образовательное право); - Законодательство о местном самоуправлении (муниципальное право). Институт - это совокупность норм, по объему действия сравнительно меньших, чем отрасль права. Они могут быть: отраслевыми (например, институт правового акта управления) и межотраслевыми (например, институт административной ответственности); материальными ( например, институт административно-правовых форм управления) и процессуальным и (институт прохождения государственной службы, производства дел об административных правонарушениях ); регулятивными (институт государственной службы); охранными (институт административного принуждения ) простыми (институт аттестации государственных служащих); сложными (институт государственной службы, юридической ответственности должностных лиц). 2. Административно-правовой статус органов местного самоуправления. Конституция Украины наделяет граждан Украины правом непосредственного и самостоятельного управления территорией, на которой они проживают. Такое управление называется местное самоуправление, и определяется как право территориальной громады - жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселка и города - самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Местное самоуправление имеет свою систему, которая состоит из территориальной общины, сельского, поселкового и городского совета, сельского, поселкового и городского головы, исполнительных органов сельского, поселкового, городского совета, районных и областных советов. Органами местной власти в АРК Закон Украины «Об Автономной Республике Крым» от 17 марта 1995 называет сельские, поселковые, районные, городские, районные в городах советы и их исполнительные органы. - Осуществление в соответствии с законом контроля за соблюдением обязательств по платежам в местный бюджет на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности; - Осуществление контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей; - Осуществление контроля за соблюдением земельного и природоохранного законодательства, использованием и охраной земель, природных ресурсов общегосударственного и местного значения, воссозданием лесов; Организационные полномочия: - Принятие в соответствии с законодательством решений относительно организации проведения референдумов и выборов органов государственной власти; - Координация на соответствующей территории деятельности специально уполномоченных государственных органов управления по охране природы; - Координация деятельности местных органов земельных ресурсов; Обеспечительные полномочия: - В сфере защиты прав и свобод человека: - Обеспечение в пределах предоставленных полномочий доступности и бесплатности образования и медицинского обслуживания на соответствующей территории, возможности обучения в школах на государственном и родном языке, изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национально - культурные общества; Система местного самоуправления1. Система местного самоуправления включает: территориальную общину; сельский, поселковый, городской совет; сельского, поселкового, городского председателя; исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета; районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов; органы самоорганизации населения.
3. Организационно-правовые основы государственного управления в области финансов. Министерство финансов + Министерство доходов и сборов Правовые основы управления: 1. Налоговый кодекс 2010г.; 2. Бюджетный кодекс; 3. ЗУ «О счетной палате»; 4. ЗУ «О банках и банковской деятельности»; 5. ЗУ «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте»; 6. ЗУ «Об источниках финансовых органов исполнительной власти»; 7. ЗУ «О Государственном бюджете».
|