Два уровня анализа экономической теории
План занятия
1. Экономика: хозяйство и наука. 2. Потребности. Блага. Факторы производства. 3. Проблема выбора в экономике.
1.1. Экономика: хозяйство и наука
Что означает понятие «экономика»?
В переводе с древнегреческого «экономика» означает _____________ ______________________________________________________________
Под экономикой может пониматься:
1) Экономикакак хозяйство – ______________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________
2) Экономикакак наука – _________________________________ ______________________________________________________________
Экономическая (хозяйственная) деятельность включает четыре стадии (фазы, этапа), следующие друг за другом:
________________________
благами между их собственниками
| __________________________
использование благ для удовлетворения потребностей
| ______________________________
процесс создания благ
| __________________________
созданных благ между участниками производственной деятельности и другими лицами
|
После того, как благо потреблено, вновь возникает необходимость в повторении процесса производства, т. е. в воспроизводстве.
Воспроизводство – __________________________________________ ______________________________________________________________
Решите тесты
1. Какой пример иллюстрирует экономику как хозяйство?
1) выявление факторов роста выпуска в экономике
| 3) создание сети салонов красоты
| 2) прогнозирование изменения спроса на металл
| 4) выявление причин падения доходов населения
| 2. Какой фазе воспроизводственного цикла соответствует покупка автомобиля?
1) производство
| 3) обмен
| 2) распределение
| 4) потребление
| 3. Что составляет основу экономической сферы жизни общества?
1) регулирование социальных отношений
| 3) разработка ресурсосберегающих технологий
| 2) производство материальных благ
| 4) взаимодействие государства и политических партий
| 4. Что характеризует экономику как науку?
1) применение методов оптимизации в производстве
| 3) производство необходимых обществу товаров и услуг
| 2) разработка моделей экономического роста
| 4) процесс получения образования в вузе
| Изучение экономической деятельности человека породило целостную систему экономических наук(менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет, банковское дело, финансы и др.)и экономическую теорию как её основную часть.
Экономическая теория – это ________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________
Допущения экономической теории
|
Ограниченность (редкость) ресурсов
| Безграничность потребностей
| Рациональное поведение
| Ограниченными (редкими)считаются все экономические ресурсы. Они ограничены относительно безгранично растущих потребностей.
Ограниченностью называют ситуацию, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить потребности людей в производстве или в потреблении
| _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| Экономисты допускают, что люди всегда действуютэффективно с экономической точки зрения, стремясь максимально удовлетворить свои потребности
| 1. Что значит вести себя рационально с экономической точки зрения? ____________________________________________________
Два уровня анализа экономической теории
| Микроэкономика
| Макроэкономика
| Изучает
поведение
| Изучает функционирование отдельных рынков и их взаимодействие между собой, поведение фирм, домашних хозяйств и государства на рынках отдельных благ.
| Изучает экономику в целом, сосредотачиваясь на таких вопросах как: ВВП, экономический рост, уровень цен, инфляция, безработица, цикличность, государственное регулирование экономики.
| Оперирует показателями
| ____________________________________________________________________________________________________
| ________________________________________________________________________________________________________
| Пример
| ___________________________________________________________________________
| ______________________________________________________________________________
| Какие дисциплины занимаются изучением экономической сферы жизни общества? _________________________________________________ Экономическая теория широко использует метод моделирования.
Экономическая модель – _______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________
Решите тесты
1. Какое из следующих положений противоречит определению предмета современной экономической науки?
1) эффективное использование ресурсов
| 3) максимальное удовлетворение потребностей
| 2) неограниченные производственные ресурсы
| 4) редкость ресурсов
| 2. Какой из предложенных вопросов может решаться на микроэкономическом уровне:
1) каким образом можно достичь уровня полной занятости всех ресурсов?
| 3) как стимулировать экономический рост?
| 2) как избавиться от инфляции?
| 4) что и сколько производить?
| 3. Экономическая теория изучает:
1) воздействие природы на производство
| 3) способы хозяйственной деятельности в условиях ограниченности ресурсов
| 2) размещение природных ресурсов
| 4) пути удовлетворения духовных и культурных потребностей
| 4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «микроэкономика».
1) Фирма; 2) локальный рынок; 3) фискальная политика; 4) издержки; 5) бухгалтерская прибыль; 6) налоговая система.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и относящихся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Основные понятия экономики
«Нужда рождает изобретение, изобретение – две нужды» Ясон Эвангелу (род. в 1926 г.), греческий поэт и мыслитель
Какую проблему экономики поднимает автор? Выделите хотя бы один аспект проблемы.
Что побуждает человека вести хозяйственную деятельность? ______________________________________________________________
Вспомните «пирамиду потребностей» А. Маслоу!
| Всё то, что удовлетворяет потребности людей – это ________________
Классификация потребительских благ
|
|
|
|
| Экономические
| | | Свободные
| _____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
|
|
| (даровые, неэкономические) – это блага созданные природой. Их запас не ограничен относительно существующих на данный момент потребностей. Потребление такого блага одним человеком или предприятием не препятствует потреблению и не снижает ценности этого блага для других
|
|
|
|
|
| Общественные– это блага _____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________
|
|
|
|
| Частные– это блага в индивидуальном потреблении.
Потребление частного блага одним лицом делает невозможным его потребление другими лицами, не заплатившими за него. Это свойство частного блага называется исключаемостью из потребления. Частные блага также делимы и конкурентны и подразделяются на
| Качественные
| Некачественные
| Заменяющие
| Дополняющие
| | | | | | | | | | | Решите тесты
1. Вычеркните неверные суждения:
1. Удовлетворение человеческих потребностей возможно только посредством экономической деятельности.
2. Образование – это частное благо.
3. Процесс обучения в музыкальной школе – это общественное благо.
4. Бесплатный проезд пенсионеров в общественном транспорте – это свободное благо.
5. Энергия солнца это общественное благо
2. Что является признаком общественного блага?
1) неограниченное количество
| 3) неделимость в потреблении
| 2) городской парк
| 4) плановое распределение
| 3. Что из перечисленного не является экономическим ресурсом?
1) последняя тонна руды в руднике
| 3) костюм «Буратино» в театре
| 2) неквалифицированная рабочая сила
| 4) тарелка супа, которую налила Вам дома мама
| 4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «частное благо».
1) редкое, 2) неделимое, 3) подаренное, 4) безграничное, 5) купленное, 6) конкурентное, 7) произведённое.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
|