![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международный менеджмент⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
- Экологический менеджмент По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмен. Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений. Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации. Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования. Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие — это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и надо решать своевременно. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо.. Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования, как функции управления. Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения (схема 3). Исследование — это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы). А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия " исследование". Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления. Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).
2.25. Методология системных исследований Существенное место в современной науке занимает системный метод исследования или (как часто говорят) системный подход. Системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Основные понятия системного подхода: " система", " элемент", " состав", " структура", " функции”, " функционирование" и " цель". Раскроем их для полного понимания системного подхода. Система - объект, функционирование которого, необходимое и достаточное для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается (в определенных условиях среды) совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом. Элемент — внутренняя исходная единица, функциональная часть системы, собственное строение которой не рассматривается, а учитываются лишь ее свойства, необходимые для построения и функционирования системы. Состав — полная (необходимая и достаточная) совокупность элементом системы, взятая вне ее структуры, то есть набор элементов. Структура — отношения между элементами в системе, необходимые и достаточные для того, чтобы система достигла цели. Функции - способы достижения цели, основанные на целесообразных свойствах системы. Функционирование — процесс реализации целесообразных свойств системы, обеспечивающий ей достижение цели. Цель — это то, чего система должна достигнуть на основе своего функционирования. Целью может быть определенное состояние системы или иной продукт ее функционирования. Цель, требуя для своего достижения определенных функций, обусловливает через них состав и структуру системы. В центре внимания при системном подходе находится изучение не элементов как таковых, а прежде всего структуры объекта и места элементов в ней. Основные принципы системного подхода: 1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. 2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мерс, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. 3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры 4. Множественность, позволяющая использовать множество кибер- Ж1ических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в делом.
2.26. Эффект ивность исследований. Параметры и критерии оценки исследований Эффективность исследования - это нахождение такого варианта проведения исследования, который показывает кратчайший путь к успеху; это одна из характеристик исследования, которая показывает соотношение затрат усилий (или ресурсов) на его проведение и результата (или степени достижения цели). Эффективность исследований управления может определяться в зависимости от факторов, обусловленных классификацией исследований: целевого назначения, области применения, результатов, источников финансирования, уровня постановки (заданная, инициативная), новизны поставленных задач, конструктивности. Принципы обеспечения эффективности исследования: принцип объективности - это принцип соизмерения, сопоставления факторов с объективной реальностью, возвращение к объективному в конечном результате размышлений, анализа идей, мыслей и позиций. Принцип системности — поиск и определение связей, целостностности, сопоставление свойств, нахождение границ внутренней и внешней среды. Принцип последовательности - проведение исследования по определенной, заранее разработанной технологии. Принцип целеустремленности: любое исследование должно иметь вполне определенную цель. Принцип свободы мышления определяет необходимость снятия ограничений в полете мысли, фантазии, воображения, идей. Принцип управления мышлением: как и всякий процесс, мышление должно быть управляемым процессом, в каких бы масштабах и формах оно ни осуществлялось. Принцип качественной и количественной определенности исследования: по возможности исследования надо проводить, используя количественные измерители параметров, показатели, но при этом не терять качество изучаемых явлений. Принцип фактологического обеспечения исследования: исследование необходимо строить на фактах и отбирать факты соответствующим образом. В этом основа и объективности исследования, и его успешности, а в конечном итоге и эффективности. Оценка - это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений, в том чис- лс и решений по совершенствованию управления. Чем более точную оценку может сделать менеджер или исследователь, тем больше вероятность успешного, рационального решения. Оценки могут быть програмно-тестовыми и экспертными. Первые очень широко используются и настоящее время, поскольку компьютерная техника открывает в этом отношении большие возможности. Но многие характеристики можно оценить только на основе работы группы экспертов. Очень эффективно сочетание этих двух видов оценок. Оценки разделяются также на колликтивные и индивидуальные, точные и приблизительные, эпизодические и периодические, общие и локальные, простые и сложные (последние всегда построены на специальных расчетах, агрегировании информации, син тетических показателях). Выбор вида оценки имеет большое значение в достижении успеха исследования.
2.27. Сущность предпринимательской деятельности Предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения ра- iioi или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке. Предпринимательской деятельности присущи некоторые специфические черты: I) предприниматель всегда выступает как независимый, самостоятельный хозяйствующий субъект; 2) предприниматель несет материальную ответственность за свое дело (или в пределах всего имущества, или в пределах пая, или в объеме пакета акций); 3) предпринимательской деятельности присущ риск - вероятность возникновения убытков, недополучения предпринимателем дохода или даже его разорения; 4) предпринимательская деятельность всегда имеет своей целью получение прибыли. Объектами предпринимательства являются: инновационная (исследования, разработки, технические услуги), производственная (по выпуску товаров и оказанию услуг) и торгово-посредническая деятельность. Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров(иредприятия). По виду, или назначению, предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной и др. На процесс предпринимательской деятельности оказывает влияние ряд факторов: - экономические условия - социальные условия
2.28. Преимущества и недостатки различных форм организационноправовых форм предпринимательской деятельности Индивидуальный предприниматель (ИП) - это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Преимущества: -упрощенность процессов создания и ликвидации -свободное использование собственной выручки -упрощенный порядок ведения учета результатов хозяйственной деятельности и предоставления внешней отчетности -упрощенный порядок принятия решений. Недостатки: - ИП отвечает по обязательствам своим имуществом - не может получать некоторые лицензии на лицензированные виды деятельности - некоторые крупные компании отказываются работать с ИП -ИП не подходит для совместного ведения бизнеса. Товарищества существуют в двух формах: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное). Полное товарищество – это объединение двух и более лиц, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества. Преимущества полного товарищества связаны с простотой организации. Недостатки полного товарищества: ^ невозможность выпуска акций и облигаций для привлечения дополнительного капитала; ^ необходимость особых доверительных отношений между полными товарищами В товариществе на вере (коммандитном товариществе) наряду с полными товарищами в формировании складочного капитала принимают участие так называемые коммандитисты, то есть вкладчики, которые не принимают участия в предпринимательской деятельности, но получают прибыль и несут риск убытков. Такая форма позволяет привлекать дополнительные капиталы лиц, заинтересованных в выгодном размещении своего свободного капитала. Товарищества на вере имеют в основном те же преимущества и недостатки, что и полные товарищества. Дополнительное преимущество - для привлечения дополнительных средств они могут использовать капитал сторонних лиц (вкладчиков). Хозяйственные общества — организация предпринимательства, связанную с ограничением или даже исключением личной ответственности участников по долгам общества. Хозяйственные общества делятся на общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответственностью (ОДО), акционерные общества (АО) (открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО)). Общество с ограниченной ответственностью (ООО)– организационно-правовая форма предприятия, созданного по соглашению юридических и физических лиц путем объединения их вкладов в целях осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли. Прибыль распределяется пропорционально вкладам его участников и учредителей. Участники ООО отвечают по его обязательствам только в пределах своих вкладов, на их имущество и сбережения ответственность не распространяется.
Преимущества ООО: S Может быть создано одним лицом. S Его члены несут ограниченную ответственность по долгам общества. S При продаже доли участника другие участники ООО имеют преимущественное право ее выкупа. S Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» меньше регламентирует деятельность ООО, чем закон «Об акционерных обществах» - деятельность АО Недостатки ООО: ^Максимальное число участников 50 человек; ^ при выходе из общества участник вправе потребовать выделения Доли из активов юридического лица, пропорционально его доле в уставном капитале. ^ установление законом жестких требований к сумме уставного капитала (не менее 100 МРОТ). Общество с дополнительной ответственностью – хозяйственное общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен учредительными документами на доли определенных размеров. Участники несут солидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников общества его дополнительная ответственность распределяется между остальными участниками, пропорционально их вкладам. Правовые нормы ОДО и ООО за исключением субсидиарной ответственности, аналогичны.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)является разновидностью ООО с распространением на него всех общих правил такого общества. Ответственность участников ОДО значительно расширена они солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по долгам общества. Открытое акционерное обществ о (ОАО) вправе проводить открытую подписку на свои акции и отчуждать их без согласия других акционеров, а число акционеров не ограничено. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Преимущества ОАО: - максимальное число участников ОАО не ограничено; - возможны дополнительные выпуски акций для увеличения оборотных средств общества. - акционеры ОАО имеют право продать свои акции любым лицам без согласия других акционеров Недостатки ОАО: - минимальный уставной капитал -1000 МРОТ; Закрытое акционерное общество (ЗАО) не вправе проводить открытую подписку и распределение акций. В ЗАО акции распределяются только среди учредителей. Количество учредителей ЗАО не должно превышать пятидесяти человек, иначе необходимо преобразование в ОАО. Преимущества ЗАО: - акционеры ЗАО имеют преимущественное право на выкуп акций у акционера, выходящего из общества; -подписка на акции в случае их дополнительного выхода закрытая, т.е. только среди его акционеров и иного, заранее определенного круга лиц. Недостатки ЗАО: - максимальное количество участников ЗАО- 50 физических и юридических лиц; - минимальный уставной капитал —100 МРОТ. Производственный кооператив – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт продукции, выполнение работ, услуг, торговля), основанной на личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных и паевых взносов. Совместная производственная или хозяйственная деятельность кооператива должна быть основана на членстве и на личном трудовом участии его членов. Прибыль распределяется между членами ПК в соответствии с их трудовым участием. Участником кооператива может быть и юридическое лицо. Преимущества производственного кооператива: - распределение прибыли кооператива в соответствии с трудовым участием его членов; - предоставление всем членам равных прав в управлении кооперативом, не зависимых от размера имущественного взноса. К недостаткам кооператива относится регламентирование минимального числа его членов, которое не может быть менее пяти.
2.29.Объекты, участники предпринимательской деятельности. Виды собственности В соответствии с Гражданским кодексом (ГК РФ), субъектами предпринимательской деятельности могут быть хозяйствующие субъекты, представленные как юридическими, так и физическими (частными) лицами. Объектами предпринимательской деятельности является все то, что способно приносить прибыль. Участники-это кто осуществляет предпринимательскую деятельность: - Физическое лицо — это гражданин, который обладает правоспособностью и дееспособностью. Под правоспособностью понимается способность иметь гражданские права и обязанности. Такими правами являются право собственности на имущество, право заниматься предпринимательством и другой не запрещенной законом деятельностью и т.д. Под дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать права и создавать юридические обязанности, нести ответственность за совершенные правонарушения. - Юридическое лицо — это организация (группа людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей), которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам. Право собственности - это право обладания имуществом, которое дает возможность обладателю собственности - определять содержание и направления его использования принадлежащего имущества, в том числе и права на его продажу. Право собственности предполагает владение, пользование и распоряжение собственником своим имуществом. В нашей стране признаются следующие формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иная (рисунок 1 а). В случае, когда имущество принадлежит двум и более лицам говорят об общей собственности (рисунок 1 б).
К иным формам собственности относится имущество общественных и религиозных организаций, различных объединений и фондов. Главной особенностью этой формы собственности является то, что собственники могут использовать приобретенное ими имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами (так называемые «учредительные цели»). Следует иметь в виду, что учредители и члены организаций, созданных на базе данной собственности, утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность упомянутым организациям. В случае долевой собственности определяются точные доли участников в праве на общее имущество. При разделе имущества каждый из собственников получает свою долю имущества. В случае бездолевой (совместной) собственности право собственности на определенный объект не делится между собственниками, они обладают им совместно. Поэтому такая доля заранее не определяется и может быть определена в случае раздела имущества лишь в судебном порядке
2.30. Порядок образования и прекращения деятельности субъектов предпринимательской деятельности Порядок образования субъектов предпринимательства. Порядок создания предприятия включает следующие этапы: 1. Определение юридических или физических лиц, учреждающих организацию. 2. Выбор организационно-правовой формы предпринимательства. 3. Подготовка учредительных документов. 4. Государственная регистрация юридического лица. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Отказ в государственной регистрации предприятия допускается в случае: а) непредставления определенных, настоящим законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Прекращение деятельности предприятия может быть осуществлено в форме его реорганизации или ликвидации. Под реорганизацией предприятия понимается слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. ГК РФ устанавливает такое правопреемство при реорганизации юридических лиц: Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Более сложным процессом является ликвидация, поскольку требует более длительного периода выполнения определенных требований к процессу ликвидации. Под ликвидацией предприятия понимается прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано: - по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; - в связи с истечением сроков, на которые создано юридическое лицо; - в связи с достижением цели, ради которой было создано юридическое лицо; - в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер; - по решению суда в случае осуществления деятельности без лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократным или однократным грубым нарушением закона или правовых актов, а также и иных случаях, предусмотренных ГК РФ и другими правовыми актами; - вследствие признания судом юридического лица, являющегося коммерческой организацией, несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.
|