Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект обучения (усвоения): язык-знания.






Язык есть система знаков в виде фонетических, лексических, грамматических средств, являющихся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащих средством общения между людьми. Овладеть языком - значит усвоить единицы языка (языковой материал), а также правила и способы применения единиц языка в процессе общения.

 

Таблица. Содержание обучения.

Единицы языка могут быть звуковыми. Это фонема - кратчайшая выделяемая единица языка, слог - совокупность фонем, объединенных дыхательным толчком, фонетическое слово - совокупность слогов под одним ударением, речевой такт - объединение фонетических слов при помощи ограничительных пауз, фонетическая фраза, объединяющая речевые такты единством интонации.

Единицы языка могут быть также значимыми. Это морфема (минимальная значимая часть слова), слово, словосочетание и предложение.

Границы звуковых и значимых единиц соотносимы, но необязательно совпадают. Единицы языка образуют определенные уровни языковой системы, например, фонемы - фонемный уровень, морфемы - морфемный уровень.

Единицы языка в учебных целях подвергаются минимизации с учетом этапа и цели обучения, что означает ограничение их объема до определенного уровня, обязательного для усвоения всеми учащимися и заданного программой обучения.

Существуют лексические, грамматические, фонетические, страноведческие минимумы для разных этапов обучения и контингентов учащихся. Так, содержание обучения на элементарном уровне владения языком предусматривает:

- в графической стороне речи - знание букв алфавита, графики, основных правил орфоэпии (раздел науки о языке, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением), правил и техники чтения;

- в произносительной стороне речи - четкое произношение и различение на слух всех звуков изучаемого языка, соблюдение ударения в слове и предложении, произнесение предложения в соответствии с основными типами интонации;

- в лексической стороне речи - владение лексическим минимумом, обеспечивающим возможность общения в бытовой и социально-культурной сферах;

- в грамматической стороне речи - знание программного материала из области морфологии (это та часть грамматического строя языка, которая объединяет грамматические классы слов (части речи), принадлежащие этим классам грамматические (морфологические) категории и формы слов. Таким образом, в центре морфологии стоит слово с его грамматическими изменениями и с его грамматическими характеристиками), словообразования, синтаксиса (раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений, функциональное взаимодействие в различных частях речи. Является составной частью грамматики. Исследуемые в рамках синтаксиса вопросы тесно соприкасаются с областью изучения морфологии) (дифференцируется на продуктивный и рецептивный).

В процессе усвоения языковых средств учащиеся знакомятся с правилами применения таких средств в практической деятельности в соответствии с нормами изучаемого языка. Для этого используются правила-инструкции (указывают на действия, которые нужно выполнить для конструирования предложения), правила-обобщения (формулировки сведений о способах выполнения речевых действий), правила-образцы (примеры построения предложения, реализующего заданное содержание высказывания, например, что надо сказать, чтобы поздороваться, поблагодарить, запросить информацию и т.д.). При практической направленности обучения на занятиях преобладают правила-инструкции и правила-образцы. В то же время можно утверждать, что если без владения единицами языка пользование языком как средством общения невозможно, то без знания правил коммуникация в принципе возможна, что и имеет место при практическом и интуитивном овладении языком. Однако подлинное владение языком без знакомства с системой языка в виде существующих в нем правил вряд ли будет оптимальным и во всяком случае будет явно недостаточным для тех, кто предполагает пользоваться языком в профессиональных целях.

В результате знакомства с системой языка учащиеся приобретают знания средств языка и правил пользования такими средствами в процессе общения. Знания есть система ориентиров, опора на которые позволяет осуществлять речевую деятельность, корректную с точки зрения существующих в изучаемом языке норм.

Языковые знания могут быть непроизвольно усвоенными в результате наблюдения и подражания речи других людей либо усвоенными произвольно в результате концентрации внимания на языковой форме, т.е. выученными (learned). Приобретение знаний на основе правил, заучивания языковых структур считается наиболее эффективным способом овладения системой языка при следовании принципу сознательности в обучении.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал