Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Резюме. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Содержание обучения составляют те знания, навыки, умения, компетенции, овладение которыми обеспечивает способность пользоваться языком как средством общения, формирование и развитие личности. В традиционном понимании содержание обучения есть ответ на вопрос «Чему учить?» (Лапидус, 1986). Можно говорить о предметной и процессуальной сторонах содержания обучения. Предметное содержание обучения дает представление об окружающем мире, который стал объектом рассмотрения на занятиях (все то, о чем мы говорим, пишем, читаем, думаем), и включает сферы, темы, ситуации общения, тексты. Процессуальное содержание общения касается действий с единицами языка, отражающими окружающий мир, что ведет к формированию знаний, навыков, умений, личности обучающегося, а также к овладению речью и речевой деятельностью на изучаемом языке. Конечным результатом усвоения содержания обучения является формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей возможность пользоваться языком в устной и письменной формах в различных ситуациях общения. В состав коммуникативной компетенции входят следующие виды компетенций: лингвистическая, социолингвистическая (речевая), дискурсивная, стратегическая, социальная, социокультурная, предметная, профессиональная. В некоторых исследованиях разграничиваются понятия компетентность (способность к выполнению какой-либо деятельности) и компетенция (содержание соответствующей компетентности в виде совокупности знаний, навыков, умений, опыта).
Контрольные вопросы и задания. 1. Что входит в состав содержания обучения иностранному языку? Является ли содержание обучения неизменным? Какими критериями руководствуются методисты при отборе содержания обучения для разных профилей и этапов овладения языком? 2. Что является объектом обучения и объектом усвоения в содержании обучения? 3. Как можно охарактеризовать предметную и процессуальную стороны содержания обучения? 4. Что такое коммуникативная компетенция и каково ее содержание? 5. Представляется ли вам убедительной попытка разграничить понятия компетенция и компетентность? 6. Охарактеризуйте компенсационные и учебные умения, входящие в состав содержания обучения языку. 7. Каково взаимодействие между языком и культурой в процессе обучения языку? 8. Прокомментируйте следующее утверждение из книги Г.В. Роговой, И.Н. Верещагиной «Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях» (М., 1998): «Начинать ли с обучения языку как системе или речи - самого процесса использования языка в коммуникативных целях? Мы исходим из того, что начинать нужно с обучения речи... т.е. обучать системе языка через речь в процессе организованного целенаправленного общения» (С. 39-40).
|