Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объект обучения (усвоения): речь-навыки.
Речь есть исторически сложившаяся форма общения, опосредствованная языком. Понятие речь в современной науке используется в трех значениях: а) как процесс общения («деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами коллектива», О.С. Ахманова); б) как способность к такой деятельности, связанная с называнием понятий словами - мысленно (внутренняя речь) или вслух (внешняя речь); в) как результат такой деятельности в виде устного (протекающего во времени) либо письменного (протекающего в пространстве) сообщения. В таком случае речь реализуется в виде текста (устного или письменного), и, следовательно, речь есть текст (речь = текст). Многие лингвисты считают корректным закрепить за термином речь именно третье его значение, а речь как процесс (первое значение термина) трактовать в виде речевой деятельности. Таким образом, преподаватель и учащиеся имеют дело с тремя группами явлений, составляющими содержание обучения языку: самим языком (как средством общения, хранения и передачи информации), речью (способами общения, реализуемыми в виде текстов и являющимися результатом общения) и речевой деятельностью (процессом общения в виде системы речевых действий). С позиции приведенного выше лингвистического толкования термина речь была предложена его методическая интерпретация, получившая следующее определение: речь есть способы формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе общения (Зимняя, 1991). Таким образом, речь не есть процесс общения (что связано с понятием речевая деятельность), но есть способ оформления мысли в самом процессе общения, т.е. речевой деятельности. Таких способов может быть три: 1) внутренний (внутренняя речь); 2) внешний (устный); 3) внешний (письменный). Внутренней речью мы пользуемся в процессе мышления, облекая свои мысли в речевые формулировки. Выделяют три типа внутренней речи: 1) внутреннее проговаривание - речь про себя. Сохраняет структуру внешней речи, но лишено фонации, т.е. произнесения звуков. Внутренняя речь может приобретать более развернутые формы и сопровождаться активностью речевых органов (движением губ, языка). Такую форму внутренней речи называют шепотной; 2) собственно внутренняя речь. Выступая как средство мышления, пользуется особыми единицами (код образов и схем) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи; 3) внутреннее программирование - формулирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания, целого текста и его частей. Внешняя речь оформляется средствами языка, с помощью которого люди общаются между собой. Ее признаками являются озвученность, адекватность структуры высказывания ситуации общения, эмоциональная окраска. Письмо представляет собой форму графической фиксации звучащей речи. Развитие внешней речи предшествует развитию письменной. Овладение иноязычной речью идет также от внешней к внутренней (интериоризация). При говорении и письме процесс обратный - от внутренней речи к внешней (экстериоризация). Обучая речи, преподаватель знакомит учащихся с различными способами формирования и формулирования мыслей (как надо сказать для выражения того или иного содержания); при этом единицей речи и, следовательно, единицами обучения являются высказывания (речевые действия) различной протяженности: слова, словосочетания, сверхфразовые единства, наконец, тексты в виде устных и письменных сообщений. Речевой материал представлен в содержании обучения речевыми образцами (типовыми фразами), реализующими содержание отобранных для занятий ситуаций общения. Так, интенция «Умение что-то купить» в большинстве учебных пособий представлена следующими речевыми образцами: «У вас есть?», «Сколько стоит...?», «Сколько с меня?», «Мне нужно (-ен, -на)...», «Покажите мне, пожалуйста...» и др. Единицы речи усваиваются в результате выполнения тренировочных упражнений, что ведет к формированию соответствующих речевых навыков. Навык - это операция, достигшая в результате своего выполнения уровня автоматизма; это автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности. С позиции теории деятельности навык определяют как способность осуществлять операцию по оптимальным параметрам (под операцией подразумевается способ выполнения действия в определенных условиях), в то время как умение есть способность осуществлять действие по оптимальным параметрам этого действия (Леонтьев, 2001). В методике преподавания языка навык понимается как автоматизированное действие с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом в процессе рецептивной или продуктивной деятельности. Соответственно выделяют навыки речевые (фонетические, или слухопроизносительные, лексические, грамматические) и двигательные (обеспечивающие техническую сторону письма и произнесение звуков). Фонетические навыки обеспечивают звуковое оформление речи, лексические - выбор лексических единиц и их правильное, с точки зрения норм языка, сочетание друг с другом, грамматические - правильное оформление сочетаний слов, синтагм (совокупность нескольких слов), предложений. Целью формирования фонетического навыка следует считать постановку произношения, максимально близкого к произношению носителей языка. При этом выделяются следующие стадии формирования фонетического навыка: восприятие, имитация, осознанное воспроизведение, дифференциация, звуковое (интонационное) комбинирование. В процессе формирования лексического навыка выделяются следующие стадии: восприятие слова, в результате которого создается его звуковой образ; осознание значения слова; имитация слова (в изолированном виде или в предложении); обозначение, направленное на самостоятельное называние объектов, определяемых словом; комбинирование (употребление слова в разных словосочетаниях и в разных контекстах). Грамматический навык обеспечивает правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи. В его состав входят морфологические (правильное употребление в речи грамматических явлений на морфологическом уровне), синтаксические (правильное расположение слов во всех типах предложений), графические (правильное употребление букв на письме), орфографические (безошибочное письмо) навыки. Основными качествами грамматического навыка следует считать автоматизм, безошибочность выполнения, сознательность, низкий уровень напряженности выполнения действия. В своем формировании и развитии грамматический навык проходит ряд стадий: восприятие модели, ее имитация (действие по аналогии), подстановка (воспроизведение на основе аналогии), трансформация, репродукция (изолированное и самостоятельное употребление усвоенной модели), комбинирование (перенос с модели на модель). Последние две стадии являются переходными от навыка к умениям (Пассов, 1989). Обобщая существующие в методике представления о формировании речевых навыков, можно утверждать, что речевые навыки проходят в своем развитии четыре этапа: - первый - ознакомительный. Знакомство с языковым явлением и правилами его выполнения. Обеспечивается отчетливое понимание смысла явления, но недостаточно четкое представление о способах его выполнения, что приводит к ошибкам при выполнении речевого действия; - второй - аналитический. Сознательное, но не всегда безошибочное выполнение речевого действия. Опора при выполнении действия на правила и инструкции; - третий - стандартизирующий. Достижение автоматизма при выполнении речевого действия в результате использования тренировочных упражнений. Сокращается время на анализ действия и использование опор в виде правил и инструкций; - четвертый - варьирующий. Дальнейшая автоматизация выполнения речевого действия в результате его переноса в различные ситуации общения. Достигается гибкость выполнения действия, при котором внимание сосредоточено в большей степени на содержании высказывания, а не на его форме. Навык при этом включается в различного вида речевые умения. В основе речевых навыков лежат речевые действия (операции) двух видов: оформления (действия произношения, интонирования, лексического и грамматического оформления высказывания в соответствии с нормами языка) и оперирования (умственные действия по выбору, сличению слов и грамматических форм, составление целого из частей, комбинирование, принятие решения и др.). Действия оформления и оперирования должны быть доведены до определенного уровня совершенства, т.е. автоматизма, обеспечивающего направленность внимания в процессе речи преимущественно на содержание высказывания, а не на его форму. Основными качествами навыка являются: - автоматизированностъ - характеризует определенную скорость протекания действия, его целостность и плавность, низкий уровень напряженности; - гибкость - готовность навыка включаться в новые ситуации общения, функционировать на новом речевом материале; - устойчивость - прочность при выполнении речевого действия; - сознательность - способность сознательного контроля в случае возникновения затруднений при построении высказывания или совершения ошибки. Обеспечивается за счет подключения механизма самоконтроля и самокоррекции, который формируется в процессе изучения языка и обильной речевой практики. Перечисленные качества навыка формируются в результате выполнения упражнений, получивших название подготовительные (или языковые, тренировочные). Только систематическая тренировка в выполнении таких упражнений ведет к формированию устойчивого навыка, без которого качественное и безошибочное владение иноязычной речью невозможно. На занятиях по языку имеет место сочетание двух способов формирования речевых навыков: через знание в результате объяснения способов выполнения действия и практику путем имитации и выполнения действий по образцу. Чем сложнее характер навыка, тем большее значение приобретает сознательное его формирование через усвоение знаний. В ряде методических работ сохраняется деление навыков на языковые и речевые (Шатилов, 1986). Большинство методистов, однако, склоняются к мнению, что языковой навык есть не что иное, как одна из сторон навыка речевого (Пассов, 1989). Дискуссионным остается вопрос о том, с чего следует начинать обучение языку: с его системы или с речи (т.е. способов формирования и формулирования мыслей). Большинство сторонников коммуникативной методики считают приоритетным началом в обучении речь, т.е. овладение приемами понимания и построения элементарных речевых высказываний в зависимости от ситуации общения. Однако выбор объекта обучения зависит от цели занятий, сложности материала и методических пристрастий, которыми руководствуется преподаватель в своей работе. Приоритет речи больше всего подходит для работы на интенсивных курсах и при опоре на коммуникативные методы обучения. В рамках традиционного обучения языку рекомендуется разумное сочетание работы над языком и речью, когда усвоение системы языка подкрепляется ее применением в разных ситуациях общения. На такой путь обучения, в частности, ориентирует сознательно-практический метод.
|