Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предметная сторона содержания обучения.
Выше шла речь о процессуальной стороне содержания обучения, т.е. о тех действиях с иноязычным материалом, в результате выполнения которых приобретаются знания о единицах языка, формируются речевые навыки и умения, различного рода компетенции. Однако в содержании обучения может быть выделена и его предметная сторона, включающая явления окружающего мира, которые используются на занятиях по языку (т.е. все то, о чем мы говорим, читаем, пишем, узнаем в процессе зрительного (слухового) восприятия действительности). В состав предметного содержания обучения обычно входят сферы, темы и ситуации общения, тексты. Сфера общения - это исторически сложившаяся область коммуникации, включающая в свой состав различные ситуации, темы общения и языковой материал для реализации ее содержания. Описание сфер общения с методической точки зрения впервые было предложено В.Л. Скалкиным (1981), который выделил восемь сфер общения: социально-бытовую, семейную, профессионально-трудовую, социально-культурную, общественной деятельности, административно-правовую, зрелищно-массовую, игр и развлечений. На занятиях по языку обычно выделяют учебно-профессиональную, социально-культурную, бытовую, общественно-политическую и официально-деловую сферы. Сфера общения реализуется на занятиях в виде тем общения, являющихся предметом изложения, изображения, обсуждения.
Таблица. Коммуникативные умения.
В рамках тем общения могут быть выделены ситуации общения. Их можно рассматривать в виде совокупности обстоятельств, в которых реализуется общение. По определению А.А. Леонтьева, ситуация - это «совокупность речевых и неречевых условий, задаваемых нами учащимся, необходимых и достаточных для того, чтобы учащийся правильно осуществил речевое действие в соответствии с намеченной нами коммуникативной задачей» (Леонтьев, 2001). Различают условно-речевые (учебные) и речевые ситуации. Первые преобладают на начальном, вторые - на продвинутом этапе обучения. Речевые ситуации играют важную роль в процессе общения, так как они определяют не только содержание коммуникативного акта, но и его структуру, выбор языковых и речевых средств, темп речи и т.д. При описании речевых ситуаций обычно рассматривают: а) тип и жанр события (встреча, урок и др.); б) тему (предмет речи); в) обстановку (время, место); г) социальные роли участников общения; д) правила и нормы, регулирующие общение; е) языковые средства общения. В программах обучения обычно даются перечень речевых ситуаций и их лексико-грамматическое наполнение в соответствии с темой и сферой общения.
|