Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объект обучения (усвоения): речевая деятельность-умения.
Речевая деятельность есть процесс приема и передачи информации с помощью языка в процессе общения, представляющего собой совокупность речевых действий. Это «процесс активного, целенаправленного, опосредствованного языком и обусловливаемого ситуацией общения приема или передачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой» (Зимняя, 1991). На занятиях по языку с практической направленностью речевая деятельность рассматривается в качестве ведущего компонента содержания обучения. Принято выделять основные и вспомогательные виды речевой деятельности. Первые подразделяются на продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение). Вспомогательные виды речевой деятельности - это, например, устное воспроизведение ранее воспринятой информации, конспектирование текста, перевод и др. Названные виды речевой деятельности рассматриваются как вспомогательные не потому, что они менее значимы в процессе коммуникации, а лишь по той причине, что каждый из них базируется на той или иной комбинации основных видов деятельности. Так, перевод может быть и устным, и письменным. Речевая деятельность осуществляется либо в устной, либо в письменной форме. Возможна также и совмещенная форма - устно-письменная (например, запись звучащей речи, чтение вслух и др.). В условиях реального общения отдельные виды речевой деятельности выступают в тесном взаимодействии (например, говорение предполагает наличие слушателя). Это обстоятельство учитывается и реализуется на занятиях в рамках взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности. В качестве продукта рецептивных видов речевой деятельности (чтение, слушание) выступают умозаключение, к которому приходят в процессе приема сообщения. В качестве результата продуктивных видов речевой деятельности (письмо, говорение) выступают высказывание, текст, дискурс. Предметом же речевой деятельности является мысль как форма отражения отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Структура речевой деятельности характеризуется наличием нескольких фаз (или этапов): мотивационно-побудительной, аналитико-синтетической, исполнительной. Некоторые исследователи выделяют также контролирующую фазу, сигнализирующую о мере соответствия высказывания нормам языка. Каждый единичный акт деятельности начинается мотивом и составлением плана, а завершается результатом, достижением намеченной цели; в середине же лежит динамическая система конкретных речевых операций и действий. Речевая деятельность протекает в форме общения между ее участниками, а в качестве единицы общения принято рассматривать речевой акт, который реализует речевую интенцию (намерение) участников общения. Компонентами речевого акта являются: а) отправитель информации (или адресант), говорящий или пишущий; б) получатель информации (или адресат), читающий или слушающий; в) сообщение - текст в устной или письменной форме. В рамках речевого акта отправитель информации в соответствии с мотивом высказывания (интенцией сообщения) организует его во внутренней речи, затем при переходе к внешней речи кодирует сообщение в звуковой форме. Получатель, воспринимая поступающие сигналы, декодирует информацию и распознает смысл высказывания. У него также возникает мотив высказывания, происходит обмен репликами и, таким образом, отправитель и получатель меняются местами, но схема речевого акта остается неизменной. Типы речевого акта определяются по разным признакам: 1) в зависимости от условий это может быть прямое, непосредственное общение с активной обратной связью (при диалоге) или с пассивной обратной связью (при передаче письменного сообщения) и опосредствованное общение (например, выступление по радио); 2) в зависимости от количества участников общения это может быть монологическая речь (одного человека), диалогическая речь (двух людей), полилог (речь нескольких людей); 3) в зависимости от цели общения это может быть информирование, убеждение, развлечение и т.д.; 4) в зависимости от ситуации это может быть деловое или бытовое общение. Содержательную основу речевого акта составляет высказывание, которое порождается коммуникативной ситуацией и реализует коммуникативное намерение. Существуют до 1000 интенций, способов же их реализации бессчетно. Так, интенциями побуждающего характера являются следующие: просить, советовать, обещать, разрешать, запрещать, принуждать и многие др. Таким образом, единицей общения в процессе речевой деятельности является речевой акт, реализуемый в виде текста и составляющего его основу высказывания в форме предложения. Средством же овладения речевой деятельностью в разных ее видах является выполнение упражнений, получивших наименование речевые, или творческие. Результатом выполнения таких упражнений и участия в речевой деятельности становятся приобретаемые учащимися умения. Речевое умение есть способность учащегося участвовать в различных видах речевой деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных навыков. Умения характеризуются осознанностью, самостоятельностью, продуктивностью, динамизмом. Осознанность умения заключается в том, что, совершая то или иное действие, учащийся осознает цель действия и способы его достижения с опорой на знания и навыки. Самостоятельность умения проявляется в возможности переноса одного вида деятельности в другой. Продуктивность умения означает возможность не только воспроизводить усвоенные в ходе обучения действия, но и находить новые, более эффективные решения применения усвоенных знаний и сформированных навыков. Наконец, динамизм умения предполагает возможность находить разные стратегии пользования средствами языка в зависимости от конкретных условий и задач общения. В соответствии с существующими видами речевой деятельности выделяются умения: аудировать (понимать речь в ее звуковом выражении); говорить (излагать мысли в устной форме); писать (передавать мысли в письменной форме); читать (понимать речь в ее графическом выражении); переводить (передавать содержание речи средствами другого языка). Навыки входят в состав умений в качестве их компонентов. Так, умение говорить предполагает владение лексическими, грамматическими, фонетическими навыками. Для формирования и совершенствования речевых умений используются речевые упражнения, получившие в методике детальную разработку (Ильин, 1975; Пассов, 1967; Скалкин, 1983 и др.). Можно утверждать, что формирование речевых умений является главной задачей в обучении языку, ибо от уровня сформированности умений зависит эффективность участия обучающегося в речевом общении. Наряду с речевыми умениями в процессе усвоения учащимися содержания обучения происходит также формирование учебных и компенсационных умений. Учебные умения обеспечивают возможность эффективно учиться, овладевать содержанием учебного предмета в процессе речевой деятельности. Такие умения подразделяются на две группы: интеллектуальные и организационные (Гальскова, 2000). Интеллектуальные включают умения: - наблюдать за языковыми явлениями в изучаемом языке и сопоставлять их с явлениями в родном языке; - классифицировать, систематизировать поступающую информацию в соответствии с поставленной учебной задачей; - предвосхищать, оценивать информацию; - составлять план, формулировать идею текста, оценивать поступки героев. Как видно из приведенного перечня интеллектуальных умений, все они определяют избранные учащимися стратегии по усвоению языка, т.е. способы приобретения, сохранения и применения приобретенной в ходе обучения информации. Стратегии понимания, запоминания, извлечения из памяти информации, как свидетельствуют исследования последних лет, являются важным источником овладения языком и на их формирование должны быть направлены усилия преподавателя. Организационные включают умения: - работать со справочной литературой; - использовать технические средства и современные технологии; - составлять таблицы и схемы, фиксировать информацию в виде плана, конспекта. Владение компенсационными умениями дает возможность учащимся: - пользоваться лингвистической и контекстуальной догадкой; - использовать в процессе общения парафраз, синонимы; - обращаться за помощью к собеседнику с просьбой повторить, уточнить свою мысль; - использовать мимику, жесты для выражения коммуникативного намерения; - переключать разговор на другую тему.
|