Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 67. Экономическая сущность и состав оборотного капитала субъекта хозяйствования.






Оборотные активы ( капитал) – это денежные средства предприятия, предназначенные для образования оборотных производственных фондов и фондов обращения. Особенностью оборотного капитала является то, что он не расходуется, не потребляется, а авансируется (использованные денежные средства возвращаются предприятию после завершения каждого производственного цикла или кругооборота).

По функциональному назначению оборотный капитал предприятия подразделяется на оборотные производственные фонды и фонды обращения. (структура)

Оборотные производственные фонды предприятий состоят из трех частей:

- производственные запасы - это предметы труда, необходимые для начала производственного процесса: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо;

- незавершенное производство (предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия) и полуфабрикаты собственного изготовления;

- расходы будущих периодов - это невещественные элементы оборотных производственных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции.

Фонды обращения: не участвуют в процессе производства. Их назначение состоит в обеспечении ресурсами процесса обращения, в обслуживании кругооборота средств предприятия и достижении единства производства и обращения: готовая продукция на складах, товары в пути, денежные средства и средства в расчетах с потребителями продукции, в частности, дебиторскую задолженность.

Структура оборотных средств – соотношение между отдельными элементами оборотных средств или их составными частями. Оборотными средствами необходимо управлять с целью оптимизации их структуры и повышения оборачиваемости.

Формирование собственного оборотного капитала происходит в момент создания предприятия. С этой целью формируется уставный капитал. По мере развития предприятия пополнение оборотного капитала может происходить за счет собственных источников, полученных предприятием в процессе своей деятельности, а главным образом – за счет прибыли.

Источники оборотного капитала: устойчивые пассивы – средства предприятия, которые ему не принадлежат, но постоянно находятся в его обороте; прочие собственные средства – временно свободные остатки резервного фонда, фондов специального назначения; краткосрочные кредиты банков; кредиторская задолженность.

Резервный фонд создается в (АО) и (ООО) в соответствии с уставом. Для акционерных обществ создание резервного капитала является обязательным, для ООО - добровольным. В настоящее время размер обязательного резервного фонда составляет 5% размера уставного капитала. Принятие решения об использовании резервного фонда относится к компетенции совета директоров. Размер резервного фонда учитывается, в частности, при принятии решения об увеличении уставного капитала общества и ряда других решений. Сумма, на которую увеличивается уставный капитал общества за счет имущества общества, не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов общества и суммой уставного капитала и резервного фонда общества. Резервный фонд предназначен для покрытия убытков акционерного общества, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций по требованию акционеров, но только в случае отсутствия иных источников средств (т.е. отсутствия или недостатка нераспределенной прибыли). Ни на какие иные цели, кроме указанных в Законе, использовать резервный фонд нельзя.


Вопрос 68. Прибыль предприятия: сущность, функции, виды.

Прибыль представляет собой часть вновь созданной стоимости и выступает одной из форм чистого дохода общества, образующегося в сфере материального производства. Предприятие получает прибыль после того, как воплощенная в созданном продукте стоимость, осуществив стадию обращения, принимает денежную форму. Она является частью выручки от реализации продукции (работ, услуг), которая остается после вычета налогов, уплачиваемых из выручки, и затрат на производство.

Являясь оценочным показателем, прибыль характеризует совокупную эффективность использования всех ресурсов предприятия.

Наличие прибыли позволяет удовлетворить экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников.

Прибыль характеризует конечные финансовые результаты деятельности фирмы и является источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие.

Различают два подхода к определению прибыли:

1 ) Бухгалтерская - сумма денег, которая остается в распоряжении фирмы после погашения всех внешних обязательств перед поставщиками ресурсов и собственными наемными рабочими. Это разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками (явными). Ее величина тождественна балансовой прибыли.

2) Экономическая - сумма денег, которая остается в распоряжении фирмы после погашения всех внешних обязательств и вычета предприятием в свое распоряжение чистой прибыли. Это разность между выручкой (валовой доход) и экономическими издержками (сумма явных и неявных издержек).

Функции прибыли:

• Инвестиционная - поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;

• результативная - фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности предприятия;

• финансирующая - часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия;

• стимулирующая - часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала.

В экономической практике различают множество видов прибыли:

1) Нормальная прибыль - минимальный доход или плата, необходимая для удержания предприятия в определенной отрасли.

2) Максимальная прибыль определяет целевую установку при планировании деятельности предприятия.

3) Консолидированная прибыль - прибыль, свободная от бухгалтерской отчетности, от деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий.

4) Валовая прибыль — разница между выручкой предприятия, предпринимателя от продажи товаров и затратами на их производство, исчисленная до вычета налога на прибыль.

5) Чистая прибыль образуется после уплаты из валовой прибыли налогов и других обязательных платежей и остается в полном распоряжении предпринимателя.

В теории чистая прибыль является частью балансовой прибыли каждого предприятия, которая остаётся в распоряжении владельцев либо акционеров после того, как будут уплачены все налоги, сборы, отчисления и выполнены другие обязательства перед бюджетом. В большинстве случаев чистую прибыль используют для того, чтобы увеличить оборотные средства предприятия, сформировать фонды и резервы, и также для осуществить реинвестирование в производство.

Показатели чистой прибыли для каждого предприятия являются очень важными. Чистую прибыль можно считать итогом деятельности предприятия, за период в котором эта прибыль была продемонстрирована. Увеличение чистой прибыли означает, что компания поработала в определённый период хорошо и напротив снижение её показателей, а тем более их уход в «минус» означает, что следует принимать определённые меры по предотвращению банкротства. Именно поэтому важно знать, как определяется чистая прибыль. Она образуется в результате вычитания из прибыли (убытка) отчетного периода сумм налога на прибыль и иных обязательных платежей.

6) Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является балансовая прибыль. Балансовая прибыль - это сумма прибылей (убытков) предприятия, как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса.

Распределение и использование прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства. Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под её распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Прежде всего, из нее отчисляются налоги в федеральный и местный бюджеты, и остается чистая прибыль.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

· прибыль, получаемая предприятием в результате финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

· прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, порядок их исчисления и в бюджет устанавливаются законодательно;

· на предприятии распределению подлежит чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия и используется им самостоятельно.

Чистая прибыль распределяется на:
- Выплата дивидендов;

- Создание фондов (инвестиционных фондов, фондов накопления, фондов потребления, социальных фондов и др.);
- Отчисление в резервный капитал;
- Увеличение уставного капитала (в случае, если в Уставе такая возможность предусмотрена);
Распределение прибыли может происходить как в процентном соотношении, так и в конкретных суммах.

 

Вопрос 69. Операционный рычаг (производственный леверидж) как инструмент планирования прибыли.

Для создания упорядоченной структуры данных о за­тратах организации необходимо их классифицировать:

По экономическому содержанию затраты группируются по:
1) элементам применяется в бух­галтерском финансовом учете: материальные затраты (за вычетом стоимости воз­вратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация.

2) статьям калькуляции применяется для целей управленческого учета: сырье и материалы; полуфабрикаты; топливо и энергия на технологические цели; расходы на подготовку и освоение производств; общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

По характеру:

1) Прямые затраты — производственные затраты, которые могут быть отнесены на определенный продукт или объект затрат.

2) Косвенные затраты — затраты, которые в отличие от пря­мых не могут быть непосредственно отнесены на изготовляе­мый продукт. Они распределяются между различными изде­лиями пропорционально обоснованной базе: заработной плате производственных рабочих, стоимости израсходован­ных материалов.

Планируя деятельность предприятия, руководитель должен учитывать поведение затрат при изменении объема производства. Для этого затраты классифицируются по поведению:

1) Переменные затраты — затраты, которые изменяются прямо пропорционально масштабам производства: на израсходованные в процессе производ­ства сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические нужды, заработную плату производственных рабочих.
2) Постоянные затраты — затраты на производство, не за­висящие от изменения объема производства: затраты на обслуживание и управление

Операционный рычаг тесно связан со структурой затрат. Операционный рычаг или производственный леверидж - это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Необходимым условием применения механизма операционного рычага является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Уровень операционного рычага рассчитывается как:

, где ОР – уровень операционного рычага.

Основными величинами, используемыми в операционном анализе, являются: валовая маржа (сумма покрытия), сила операционного левериджа, порог рентабельности (точка безубыточности), запас финансовой прочности.

Валовая маржа (сумма покрытия). Эта величина рассчитывается как разница между выручкой от реализации и переменными затратами. Она показывает, хватает ли у предприятия средств для покрытия постоянных расходов и получения прибыли.

Сила воздействия операционного рычага. Вычисляется как отношение валовой маржи к прибыли после уплаты процентов, но до уплаты налога на прибыль. Она является мерой предпринимательского риска, связанного с предприятием. Чем она выше, тем больший риск несут акционеры. СВОР=(ВР – Зпер)/П

 

При анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия используют величину ЭОР:

либо , где ЭОР – эффект операционного рычага.

Операционный рычаг показывает насколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%. Эффект операционного левериджа заключается в том, что изменение выручки от реализации (выраженное в процентах) всегда приводит к более сильному изменению прибыли (выраженному в процентах). Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов и себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И, наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов падает и воздействие операционного рычага падает.

Порог рентабельности (точка безубыточности) — это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам. То есть это такая выручка от реализации, при которой предприятие не имеет убыток, но еще не имеет и прибыли. Суммы покрытия в точности хватает на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна нулю.

ПР= Зпост/((ВР-Зпер)/ВР), где ПР – порог рентабельности,

Зпост – затраты постоянные,

Зпер – затраты переменные,

ВР – выручка от реализации.

Существует определенное взаимовлияние и взаимозависи­мость между затратами, объемом производства и прибыли. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализа­ции продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продук­ции снижается и появляется «эффект дополнительной при­были».

Запас финансовой прочности– это разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности: ЗФП=ВР-ПР,

Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать производство про­дукции, не неся при этом убытков. Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия. Чем слабее сила воздействия операционного рычага, тем больше запас финансовой прочности.

Таким образом, производственный леверидж – это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Использование механизма производственного левериджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволяет увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал