Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 73. Выручка от реализации продукции.
Выручка от реализации характеризует общий финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) и является одним из важнейших показателей финансовой деятельности. Выручка предприятия формируется как результат его деятельности по трем основным направлениям: - основному производственному; - инвестиционному; - финансовому. Результат основной производственной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции (работ, услуг), которая включает выручку от: - реализации ГП, полуфабрикатов собственного производства; - выполнения работ и услуг; - реализации товаров в торговых, сбытовых предприятий; - оказания услуг по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта. Порядок формирования и направления использования. Возможны два метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг): 1. По отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявлению расчетных документов контрагенту - метод начислений. 2. Определения выручки по фактическому поступлению средств на расчетный счет или в кассу предприятия - кассовый метод. Для целей налогообложения обязаны учитывать выручку по отгрузке продукции. Выручка от продажи продукции является основным регулярным источником для предприятия по удельному весу среди всех возможных поступлений средств. Процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки - восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления следующего кругооборота. Выручка, поступающая на расчетный счет предприятия, используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, энергии. Из выручки осуществляют отчисления налогов в бюджет, внебюджетные фонды, выплату заработной платы, возмещается износ основных производственных фондов, финансируются расходы. Оставшаяся часть выручки примет форму чистого дохода предприятия, т. е. прибыли. Денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных оборотных и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включается в состав выручки от продажи продукции Планирование себестоимости и выручки от реализации продукции. Цель планирования себестоимости продукции — определение оптимального уровня затрат на производство продукции с учетом рационального использования всех видов ресурсов: основных фондов, материальных, трудовых и финансовых средств. В состав показателей, характеризующих абсолютную величину себестоимости, входят следующие три показателя: - смета затрат на производство; - себестоимость всей товарной продукции; - себестоимость единицы продукции. Для характеристики динамики себестоимости всей продукции используется показатель «затраты на 1 рубль товарной продукции» в копейках, исчисляемый путем деления себестоимости производимой товарной продукции в каждом году на ее объем в стоимостном выражении. В этом показателе затраты на производство приводятся к одной базе, что дает возможность анализировать данные об относительных уровнях себестоимости за несколько лет подряд. Метод планирования себестоимости по нормам - использование прогрессивных технико-экономических норм и нормативов расхода материальных, трудовых и денежных средств. Планирование себестоимости происходит независимо от базы, от случайных факторов, дает возможность быстро выявлять перечни отклонения фактических затрат от плановых и получить набор данных как по видам затрат, так и по всем видам продукции и по подразделениям (цехам, заводу). Метод параметрического калькулирования себестоимости продукции - калькулирование ведется на основе аналитической зависимости величины себестоимости от основных технико-экономических характеристик (параметров) изделия и условий производства этих изделий. В качестве таких параметров могут быть приняты вес машины, ее мощность, габариты, надежность, долговечность и др. Достоверное планирование выручки – на основе этого плана будет строиться бюджет продаж, который повлияет на все остальные планы и действия компании. Организации могут осуществлять планирование выручки от реализации на год, квартал или оперативно. В современной ситуации, целесообразно планировать выручку на краткосрочный период (квартал, месяц). При планировании выручки необходимо произвести прогнозную оценку объемов продаж и цен по каждому виду деятельности. В результате проведенного анализа будет получено представление о месте, занимаемом организацией на рынке, о дальнейшем развитии и наиболее рациональной ценовой политике. Метод прямого счета – применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Основан на гарантированном спросе и предполагает, что весь объем произведенной продукции приходится на пакет заказов, план выпуска и объем реализации увязаны со спросом, известен ассортимент и цены, и главное, уверенности в отношении емкости рынков сбыта. Вычисляется по формуле: Выручка от реализации (В) равна цене (без налогов в виде надбавок к цене) (Ц) умноженной на объем реализованной продукции в натуральном выражении (Р). В = Ц * Р Расчетный метод - основан на объеме реализуемой продукции корректируемый на входные и выходные остатки. Вычисляется по формуле: Нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода (Он) плюс товарная продукция предполагаемая к выпуску в планируемом периоде (Т) минус остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода (Ок). В = Он +Т - Ок Метод оценок - собираются экспертные оценки менеджеров по продажам (анализ рынка сбыта) план продаж в натуральных и стоимостных показателях. Для его использования необходимы количественный (статистический) и качественный (конкурентный) виды анализа.
Вопрос 74. Основной капитал предприятия: экономическая сущность, состав, показатели эффективности использования.
Основной капитал предприятия – это денежная оценка его основных фондов. Основные фонды – средства труда, которые многократно участвуют в процессе производства, сохраняют при этом натурально-вещественную форму и переносят свою стоимость на производимую продукцию частями по мере износа в виде амортизационных отчислений. Основной целью формирования капитала является удовлетворение потребности в приобретении необходимых активов и оптимизация его структуры с позиций обеспечения условий эффективного его использования. Состав основного капитала. В настоящее время в соответствии с типовой классификации основной капитал промышленного предприятия подразделяется на следующие группы: Здания; Сооружения; Передаточные устройства; Машины и оборудования; Транспортные средства, предназначенные для транспортировки грузов и людей; Инструменты всех видов и прикрепляемые к машинам приспособления; Производственный инвентарь; Хозяйственный инвентарь. Структура основного капитала - это доля каждой из групп в их общей стоимости. В формировании рациональной структуры источников средств исходят обычно из самой общей целевой установки: найти такое соотношение между заемными и собственными средствами, при котором стоимость акций будет наивысшей. Эффективность использования основного капитала оценивается посредством общих и частных показателей. Метод расчета фондоотдачи по валовой продукции - заключается в сопоставлении стоимости валовой продукции и среднегодовой и среднегодовой стоимости основного капитала. Метод расчета фондоотдачи по собственной продукции позволяет исключить влияние изменения доли покупных изделий и полуфабрикатов. При расчете фондоотдачи по чистой или условно-чистой продукции можно устранить влияние различной материалоемкости. Однако при этом не учитывается изменения ассортимента, удельного веса изделий с высокой рентабельностью, стоимости и количества перерабатываемого сырья и материалов. Он позволяют более четко и методологически четко учесть влияние различных факторов и исключить их искусственное воздействие на эффективность использования основного капитала. Критерием валовой фондоотдачи является соотношение между темпами роста валовой продукции и основного капитала. Этот критерий обусловлен объективным законом экономики общественного труда. В процессе материального производства важное значение имеет улучшение использования оборудования, т.е. сокращение целостных и внутрисменных потерь времени работы оборудования. Амортизация и ее роль. Амортизация - это постепенное перенесение стоимости основного капитала на производимую продукцию, оказываемые услуги в целях накопления денежных средств для дальнейшего полного восстановления основного капитала. Амортизационный фонд формируется из амортизационных отчислений, поступающих на расчетный счет промышленного предприятия после реализации продукции. Существует несколько видов стоимости оценки основного капитала. Первоначальная стоимость определяется стоимостью приобретения (ценой), затратами на транспортировку и монтаж, для капитального строительства - сметной стоимостью сданного в эксплуатацию объекта. Стоимость товара зависит не от времени, которое в действительности затрачено на его производства, а от времени, которое необходимо для воспроизводства товара в современных условиях. Эта стоимость основного капитала называется восстановительной. Остаточная стоимость - эта та часть стоимости основного капитала, которая не перенесена на готовую продукцию в результате того, что дальнейшее использование этой техники экономически нецелесообразно. Изменения стоимости основного капитала непосредственно связано с износом. Орудия производства со временем изнашиваются и становятся непригодными для дальнейшей эксплуатации. Амортизацию можно начислять одним из четырех способов: - линейным; - уменьшаемого остатка; - по сумме чисел лет срока полезного использования; - пропорционально объему продукции. Акционерный капитал – это собственный капитал акционерного общества. Акционерный капитал состоит из двух частей: обыкновенной и привилегированной. Как правило, привилегированный капитал различных типов относят к акционерному. Цена капитала – это оценка капитала в виде отношения издержек на его обслуживания к его стоимости. При расчёте цены обыкновенного акционерного капитала обычно используют классическую формулу Гордона: P = D / (k – g), где P – рыночная цена акции, k – текущий рыночный процент по доходам, g – ежегодный постоянный рост дивидендных выплат. Стоимость собственного (акционерного) капитала определяется как отношение величины выплаченных дивидендов к текущей рыночной цене акционерного капитала. Эффективность инвестиций в основные средства зависит от множества факторов: отдача вложений, срок окупаемости инвестиций, инфляция, рентабельность инвестиций за весь период и по отдельным периодам, стабильность поступлений средств от вложений, наличие других, более эффективных направлений вложения капитала. Инвестирование, осуществляемое в форме капиталовложений ребуют от предприятия принятия на себя долгосрочных обязательств, поэтому следует опираться на тщательное прогнозирование и обстоятельные оценки будущих вероятных условий, которые необходимы для обеспечения экономической прибыли, оправдывающей предполагаемые инвестиционные затраты.
Вопрос 75. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии. Финансовое планирование - планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Цель составления финансового плана – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. Задачи финансового планирования: 1. Обеспечение нормального процесса работы предприятия необходимыми источниками финансирования. 2. Соблюдение интересов Учредителей Компании, акционеров и других заинтересованных лиц. 3. Гарантия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками. 4. Выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные. 5. Контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия. Виды финансового планирования. Финансовое планирование на предприятиях осуществляется на пять лет, год, квартал. В соответствии с этим существуют перспективные и текущие оперативные планы. Перспективный финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Текущее финансовое планирование включает в себя годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денежных средств; фонда оплаты труда; фонда средств, направляемых на развитие и совершенствование производства; фонда средств, направляемых на социальные нужды; резервных и других фондов. Также выделяют стратегическое, долгосрочное, краткосрочное, текущее планирование. Методы финансового планирования. Автоматический - является примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени. Статистический - складываются расходы за предыдущие годы и делятся на количество предыдущих лет. Нулевой базы - все позиции должны рассчитываться с самого начала. Метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями. Принципы планирования: гибкость; непрерывность; коммуникативность; участие; адекватность; комплексность; многовариантность; итеративность(неоднократная увязка уже составленных разделов плана(итерации). Система финансовых планов (бюджетов) включает разные виды планов, которые отличаются широтой охватываемых отношений, следовательно, объемом планируемых к поступлению и использованию ресурсов. По этому признаку различают первичные и сводные финансовые планы. К первичным относятся фин. планы хозяйствующих субъектов сферы материального производства; планы коммерческих и некоммерческих организаций непроизводственной сферы; сметы государственных учреждений и организаций, расходы которых полностью или в основной части финансируются за счет бюджетных средств. Сводные финансовые планы включают общегосударственные, отраслевые, территориальные. Общегосударственными являются: сводный финансовый баланс государства, государственный бюджет. Система отраслевых (ведомственных) финансовых планов включает: балансы доходов и расходов министерств (ведомств), отраслей материального производства, сводные сметы расходов министерств (ведомств) непроизводственных отраслей, фин. планы общественных организаций. Ключевые различия понятий «план» и «бюджет». План включает в себя весь спектр действий, направленных на достижение некоторых целей. Бюджет – более «узкое» понятие, подразумевающее количественное представление плана действий, как правило, в стоимостном выражении.
|